Лукашенко запретил решать финансовые вопросы за счет народа

Президент требует: экономика должна развиваться, но без взвинчивания цен для населения

Президент: "Не стоит пытаться решить финансовые проблемы за счет народа"
Осталось менее двух месяцев до завершающего пятилетку 2015 года. Во многом он станет решающим для оценки пути, который прошла страна за очередной среднесрочный период своего развития. Сегодня важно принципиально взглянуть на позиции, на которых стоим, и предметно посмотреть в перспективу. Что и было сделано во время доклада Президенту о работе экономики за 9 месяцев этого года, оценке его завершения и проектах прогноза бюджета и денежно–кредитной политики на год будущий. Отчет держали члены Правительства, руководство Нацбанка, руководители областей и Минска.


2015–й имеет свою очевидную особенность. Это будет политически очень насыщенный год. И особое внимание Президент обратил на то, что ситуация требует исключительной адекватности и честности в постановке задач. Грядущая избирательная кампания ни в коем случае не должна стать поводом для того, чтобы брать на себя неисполнимые обязательства. Себе дороже. Последствия таких игр чреваты. Это, пожалуй, главное требование Президента к Правительству и вертикали власти. Если есть объективные сложности, о них надо говорить прямо. Ничего не скрывать от людей. Но и оправданием для бездействия такие нюансы тоже не должны становиться. Мы живем в тех условиях, которые есть. Значит, к ним надо приспосабливаться, иначе движения вперед не будет. Поэтому уже в начале разговора тон был задан предельно откровенный. Александр Лукашенко прямо указал, как он выразился, на «застарелые болячки», требующие первоочередного лечения.

Они во многом известны. Здесь и значительные складские запасы, снижение экспорта, слабая его диверсификация, ухудшение финансового состояния предприятий, большая дебиторская задолженность за отгруженную продукцию, высокая доля в ней просроченных долгов, медленный темп модернизации...

Премьер–министр Михаил Мясникович, выступивший с основным докладом, эти проблемы признал. Главной их причиной назвал скверную конъюнктуру мировых рынков. Основных торговых партнеров — в том числе. И все же по некоторым показателям работы экономики удалось выйти в плюс. По ВВП — почти на один процент, по приросту промышленной продукции — чуть больше процента, сельскохозяйственной — на три с небольшим. Однако Президент потребовал четкого доклада по пунктам: что выполнено, что нет. Ведь до начала этого года, когда Правительство определяло для себя рабочие ориентиры, договоренность была какая? Оценивать их выполнение поквартально. Какая картина по итогам третьего? Из десяти основных показателей семь оказались невыполненными. В их числе ВВП, рост производительности труда, экспорта, темп инфляции, прирост прямых иностранных инвестиций... Весьма важные параметры.

Для понимания ситуации здесь нужно сказать об основных объективных проблемах. Падение платежеспособного спроса на мировых рынках — фактор общеизвестный. А усугубился он еще и достаточно быстрой девальвацией российского рубля. При таком процессе наши товары сильно теряют в конкурентоспособности по ценовому фактору. Кроме того, получая расчет за товары в российской валюте, наши производители теряют выручку в долларовом эквиваленте. Отсюда и ухудшение их финансового состояния. И тем не менее по ходу разговора сложилось достаточно твердое впечатление, что у экономического штаба есть вполне адекватное понимание текущего момента и ясное видение, что и как делать в перспективе. Ну а некоторые детали шлифовались уже по ходу разговора, который временами принимал характер весьма активного рабочего диалога. Местами очень острого.

Так, Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов обратил внимание на особенность подсчета ВВП. В него включается и добавленная стоимость продукции произведенной, но непроданной. С учетом больших складских запасов может статься так, что прирост этого параметра может не иметь реального денежного эквивалента. Еще момент: статистика не показывает структуры дебиторской задолженности по времени ее образования. В итоге сложно понять, какая ее часть может считаться просроченной, а какая и вовсе безнадежной. Словом, здесь нужны определенные корректировки.

Ряд критических замечаний Леонид Анфимов высказал и в адрес банковской системы. О главной проблеме — дороговизне кредитных ресурсов — высказывались и некоторые другие участники совещания. Председатель Нацбанка Надежда Ермакова рассказала о том, как в последнее время снижались ставки. Заметно, надо сказать, снижались. Но все же до уровня, абсолютно приемлемого для экономики, еще предстоит пройти некоторый путь. Понятно, что за один день этого не сделаешь.

А вот еще показательный момент. Со стороны Минпрома прозвучало предложение о создании в стране специального экспортного банка, который кредитовал бы зарубежных потребителей нашей продукции. Президент поинтересовался: что конкретно можно продать по такой схеме и на какую сумму? Последовала заминка. Ясность внес глава Банка развития Сергей Румас. Оказывается, фонды для таких операций хотя и небезграничные, но есть. Однако и они не выбираются. В классическом варианте схема использовалась только единожды, для продажи БелАЗов. В остальном производители не могут представить четких проектов и надежных потенциальных заемщиков.

Принципиальное критическое осмысление существующих проблем позволяет более вдумчиво подходить к построению планов. Проекты основных финансово–экономических документов на будущий год подготовлены вполне основательно. Они сбалансированны, хотя и требуют некоторой доработки. Например, наш бюджет изначально верстался из расчета более высокой цены на нефть, чем уже есть сегодня. И падение продолжается. Россияне свой главный финансовый документ уже корректируют. Придется, скорее всего, пересчитать и нам, чтобы бюджеты были синхронизированы.

А вот ускоренной девальвации вслед за российским рублем уже настойчиво не предлагается. Видимо, пришло понимание, что такая процедура дает лишь кратковременный эффект. И потом, наши экспортеры покупают много импортного сырья, материалов и комплектующих. Так что понижение стоимости национальной валюты — палка о двух концах. К тому же есть жесткое требование Президента: не пытаться решить финансовые проблемы за счет народа. Так, категорический отказ последовал на предложение Правительства повысить долларовый эквивалент автомобильного топлива. В этом случае Александр Лукашенко настоятельно рекомендовал искать ресурсы не в кошельках граждан, а на НПЗ. Попутно последовало поручение госконтролю проверить их деятельность. Поумерить аппетиты в зарплатах предложено и банкирам. Президент распорядился выстроить четкую иерархию от высшего должностного лица — главы Нацбанка — и дальше по системе. Условия оплаты труда должны быть в системе понятны и логичны. Причем вне зависимости от того, кому принадлежит тот или иной банк.

Окончательный вариант обсужденных документов должен быть представлен Президенту к 25 ноября. Но при доработке Президент потребовал учесть ряд принципиальных моментов. В частности, при реализации государственных инвестиционных проектов приоритет должны иметь свои исполнители и производители товаров и услуг. Саму инвестпрограмму надлежит составить без излишеств. Надо закончить объекты с высокой степенью готовности. Социальных, культурных объектов построено достаточно. Новых пока не надо. Основное внимание — производственной инфраструктуре. А то, что уже построено или модернизировано, необходимо загрузить работой сполна. Тогда и зарплата будет. А выплату незаработанных «пособий» на предприятиях необходимо исключить. Правоохранительным органам и КГК поручено проверить, есть ли еще заводы и фабрики, закупившие, но не установившие новое оборудование. Такие факты неприемлемы. Руководителям областей и Минска вместе с Минторгом надлежит продумать меры защиты собственного производителя на нашем рынке. И в ближайшее время Президент ждет предложений по проекту декрета о расширении полномочий и ответственности руководителей вертикали. С 1 января они должны работать в новых условиях. А условия эти диктует сама жизнь: главное — быть реалистами. Но при этом Президент, обращаясь к своей Администрации и Правительству, еще раз потребовал: экономика должна развиваться, но без взвинчивания цен для населения. Это касается и ЖКХ, и топлива, и всех необходимых людям товаров.

kryat@sb.by
Фото БЕЛТА 
Советская Белоруссия №215 (24596). Среда, 12 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter