Прейскурант ностальгии

Взаимоотношения Глубокского молочноконсервного комбината с российским потребителем уже давно напоминают улицу с односторонним движением.
Взаимоотношения Глубокского молочноконсервного комбината с российским потребителем уже давно напоминают улицу с односторонним движением.

И движение это - с российской стороны. Белорусскому же предприятию в последнее время все больше приходится давать задний ход, теряя свои позиции на российском рынке и уступая россиянам место на своем.

Еще два года назад молочные консервы были для предприятия стратегическим товаром. На них были стабильный и постоянный спрос в России и других странах, они исправно покрывали затраты предприятия, приносили валюту, за их счет комбинат мог компенсировать производство низкорентабельной цельномолочной продукции. Сейчас об этих благодатных временах на предприятии вспоминают с грустью.

- Около 65 процентов сырья в этом году комбинат направлял на производство социально значимых товаров - масла и цельномолочной продукции, которые реализуются по фиксированным ценам, - рассказывает заместитель директора комбината по экономике Ольга Кулаковская. - На выпуске указанных продуктов убытки комбината составили за 10 месяцев больше миллиарда рублей, причем производство убыточной, но необходимой продукции предприятию никто не дотирует. Такие убытки за счет даже рентабельной сгущенки комбинат покрыть не может.

Тем более что последняя давно не выручает - по тем ценам, которые сформировались на российском рынке на данный вид продукции, наша сгущенка должна продаваться ниже себестоимости.

- Наши консервы с аналогичным российским товаром конкурировать уже не могут, - поясняет Ольга Кулаковская. - У нас затраты на ее производство, особенно на энергоресурсы, значительно выше, чем у россиян. К тому же в Беларуси нет своей жести для изготовления консервных банок. Ее приходится приобретать тоже за валюту. Потому убыточную торговлю с Россией приходится поддерживать - хотя бы для того, чтобы зарабатывать валюту на приобретение необходимых компонентов и материалов.

Негативных факторов, влияющих на работу предприятия, масса. Не лучшим образом сказывается на финансовом самочувствии комбината и перекрестное субсидирование. Сейчас начался отопительный сезон, а комбинат из-за отсутствия оборотных средств не смог закупить мазут по фиксированным ценам. Теперь приходится приобретать его по коммерческим - почти в два раза дороже. Но деваться некуда - предприятие обеспечивает теплом значительную часть города.

- Сегодня мы продаем в Россию молочные консервы с убытком. Но в данном случае это, наверное, все же меньшее зло, поскольку если сосредоточиться только на производстве масла, то потери будут гораздо больше. А с 1 января увеличится ставка НДС до 20 процентов - на российском рынке наша продукция станет еще дороже. Так что выбор у нас незавидный.

Стабильность на рынке молочных консервов в свое время сильно подорвала практика давальческой работы.

- К нам привозят сырье и оплачивают только стоимость переработки, - продолжает Ольга Владимировна. - Изнашивается оборудование, предприятие не накапливает оборотных средств и несет массу других издержек. Хотя, с другой стороны, мы получаем возможность работать, оплачивать энергоносители и выплачивать заработную плату. Но главное даже не в этом - получилось, что, выполняя давальческие заказы, мы сами же внесли лепту в создание собственных проблем на российском рынке. Дело в том, что россияне очень много работают над удешевлением продукции. Львиная доля давальческой сгущенки производится не из цельного молока, а из сухого обезжиренного с добавлением растительного масла. Такой продукт весьма далек от классической сгущенки, которая по союзному еще ГОСТу должна производиться только из цельного молока, зато он стоит значительно дешевле. А для не слишком богатого потребителя такой аргумент - решающий. Далеко не каждый согласится приобрести натуральную сгущенку дорого, когда есть суррогатная, но значительно дешевле.

В последнее время некоторые российские предприятия в борьбе за выживание начали вести достаточно агрессивную политику завоевания рынка. Сегодня, имея два собственных молочно-консервных завода, Беларусь переживает настоящую экспансию менее качественной, зато более дешевой российской продукции. При упавшем спросе и сезонности поступления молока давальческое производство выручало какое-то время. Но и оно себя изжило - подобную работу при затратности белорусского производства российские комбинаты уже могут выполнить дешевле. К примеру, заказы, которые раньше делал Глубокский комбинат, сейчас перебил Кардымский - стоимость производства одной банки сгущенного молока из давальческого сырья там составляет 3,5 цента, в то время как в Глубоком такая же банка обходится давальцам в 6 центов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter