Престиж по комплексным считают

Природоохранные разрешения объединят под одной обложкой

Получение комплексных природоохранных разрешений будет работать на имидж белорусских предприятий за рубежом, убеждена руководитель проекта международной технической помощи Марина Белоус

Очевидно, что тема комплексных природоохранных разрешений (КПР), которые в ближайшем будущем заменят ряд других документов, близка и интересна многим. Но ясно и другое: все новое вызывает если не страх, то, по крайней мере, настороженность. И прежде предприятия получали разрешения на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на хранение и захоронение производственных отходов. Зачем нужен был новый документ? Что он изменит? Об этом «Р» рассказала руководитель проекта международной технической помощи Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Марина БЕЛОУС (на снимке):

— С момента, когда мы начали работать над реформой по получению КПР, сделано очень много. И можно сказать, мы уже в конце этого пути. В 2009 году постановлением Совета министров была утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009—2020 годы. Здесь определены основные направления деятельности, мероприятия, которые необходимо реализовать, и заинтересованные в этом процессе. Это очень важный документ, основанный на Директиве ЕС о комплексном предотвращении и контроле загрязнения. Однако не нужно думать, что мы его попросту скопировали. Во-первых, у нас другое законодательство, во-вторых, иная экономическая ситуация, но мы постарались позаимствовать все самое лучшее, устранить пробелы в процедуре выдачи природоохранных разрешений.

В развитие этого документа Минприроды разработало проект Указа «О комплексных природоохранных разрешениях» и проект постановления Совмина, который определит порядок получения комплексных природоохранных разрешений, а также внесет изменения в существующее постановление в отношении получения природоохранных документов.

— Принятие указа что-то существенно изменит?

— С одной стороны, ничего нового в части природоохранных разрешений не произойдет – это прежние требования, которые были и ранее предусмотрены законодательством, но объединены под одной «обложкой».

С другой — новшество даст возможность не только сократить бумагооборот и время, затраченное на подготовку и получение документа, но и позволит как самому природопользователю, так и органу, выдающему разрешение, посмотреть на проблему загрязнения окружающей среды в комплексе. Например, вводя ту или иную технологию, мы улучшаем ситуацию по выбросам в атмосферу, но забываем о том, куда деть образующиеся в этом процессе отходы. Теперь уже на этапе планирования можно будет выбрать оптимальную технологию, которая учла бы все эти аспекты.

Кстати, подготовлен ряд сборников по наилучшим техническим методам. Здесь собран европейский опыт – технологии, которые апробированы, зарекомендовали себя с точки зрения производства. При их использовании оказывается наименьшее воздействие на окружающую среду, а их внедрение позволяет достичь высокого экономического результата.

— За кем выбор такой технологии?

— Однозначно, такая инициатива должна исходить от природопользователя. Во время подготовки документов на получение КПР он сможет проанализировать ситуацию и посмотреть на нее в развитии. Дело в том, что в новом документе ему потребуется составить своего рода прогноз экологической работы на предприятии: разложить ситуацию по годам. Срок действия нового разрешения – до 10 лет. Соответственно в заявлении будут прописаны желаемые нормативы по выбросам на эти годы исходя из развития производственных мощностей. И все это с учетом использования современных технологий. Например, по энергоэффективности, о которой мы говорим не первый год. С одной стороны, внедрение таких принципов позволяет бережно использовать природные ресурсы, с другой – добиться хорошего экономического эффекта. Словом, то, что вложения в экологию будут выгодными, это очевидно.

Есть еще один важный момент, который будет учитываться при подготовке нового разрешения, – это мнение общественности. Информация о том, что предприятие подает заявление на КПР, поступит в местные газеты, будет размещена на интернет-сайтах. Рассчитываем, что в ответ они получат не просто критику, а конструктивные предложения. Такова практика стран ЕС.

— На ваш взгляд, насколько точным может быть планирование на 10 лет вперед? Подвергнется ли КПР за это время корректировкам?

— Всем понятно, что даже при идеальном планировании работы предприятия и благоприятной финансовой ситуации могут быть сбои, расхождения с планом. Так что природопользователь сможет внести в этот документ поправки. Кстати, процедура будет несложной: достаточно предоставить оригинал разрешения, а также документ запрашиваемых изменений с указанием объективных причин.

— Будет ли создана специальная структура, выдающая новые разрешения?

— Поскольку речь идет не обо всех, а только о выборочном списке существующих и создающихся предприятий, эта функция ляжет на Минский городской и областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды.

— Насколько я знаю, начался пилотный проект, в рамках которого будет «обкатана» процедура подготовки документов на получение КПР. И первой ласточкой станет БМЗ. По какому принципу выбиралось предприятие?

— Выбор был непростым. Во-первых, это должно было быть предприятие, входящее в специальный перечень производств, которым потребуется получение КПР. Во-вторых, относиться к наиболее проблемной сфере, с точки зрения экологии, в-третьих, быть стратегическим, с точки зрения развития экспорта. Еще одним критерием было наличие на предприятии хорошей системы управления окружающей средой, высококлассных специалистов, которые стали бы надежными партнерами для реализации такого проекта. Предварительные переговоры показали заинтересованность со стороны руководства БМЗ. И это при том, что все участники проекта, а это в том числе Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, понимают, что работа нам предстоит непростая. В течение месяца мы должны будем не только провести «обкатку» процедуры, но и подготовить КПР. Правда, в силу этот документ вступит лишь после подписания Указа «О комплексных природоохранных разрешениях». Но ожидаем, что это произойдет в ближайшее время.

— Что думают по поводу нововведения на других предприятиях страны?

— Как показало наше общение в рамках семинаров с представителями ряда предприятий, заинтересованность в КПР есть. Многие понимают, что новый документ будет способствовать конкурентоспособности на международном рынке, будет работать на имидж. Вместе с тем есть и настороженность, и это нормальная реакция. Но мы видим и другое: все они заинтересованы в доступе к информации по наилучшим технологиям, которые позволили бы усовершенствовать производство.

— Как работают КПР за рубежом?

— Этот момент очень внимательно отслеживается. И могу сказать, что анализ опыта Евросоюза на начальном этапе нам очень помог. Обращались к экспертам таких стран, как Швеция. Кстати, это наш давний партнер. Мы изучали опыт Ирландии, Великобритании, поскольку эти страны были предвестниками уже упомянутой Директивы ЕС, принятой в 1996 году. Там комплексный подход уже работал. Также внимательно знакомились с опытом стран, которые недавно стали членами ЕС, поскольку они в сжатые сроки прошли путь реформирования экологического законодательства в данной сфере. Смотрели, каковы были их затраты: я говорю о человеческих и финансовых ресурсах. Анализировали аспекты, которым они уделили особое внимание, трудности и ошибки.

Что касается наших ближайших соседей, в частности Украины, по срокам начала реализации данного проекта она нас опередила. Но документ так и не был принят. В экологическом кодексе Казахстана глава, посвященная КПР, существует с 2007 года. Но, по оценке экспертов, система не заработала в полную силу. В России вопрос по КПР изучается не один год, но к практической реализации они пока не подошли. Так что можно сказать, что Беларусь в этом отношении – на первых позициях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter