Прессофил из станицы

Этнограф Сергей Демидов создал уникальный частный музей мировой периодики

Этнограф Сергей Демидов создал уникальный частный музей мировой периодики


ПОЧТИ сорок лет жизни уроженец Москвы Сергей Демидов проработал в отделе этнографии Института истории Академии наук Туркменистана. Объехал всю пустыню, облазил все туркменские горы. Написал 350 научных работ, посвященных этнографии, фольклору, материальной культуре туркмен. Из них — семь монографий, некоторые изданы в России и ФРГ.


В конце 1990–х Сергей Михайлович переехал в станицу Батуринская Брюховецкого района Краснодарского края. Вместе с исследовательским архивом и богатой библиотекой, составляющей около двадцати тысяч томов, он привез настоящий... музей. Десятки объемистых коробок составляет коллекция газет и журналов со всего мира. Первые экземпляры поступили в собрание коллекционера еще в середине 1950–х, когда Сергей учился в Московском государственном университете.


— Интерес к газетам подогревался и страстью к изучению иностранных языков. В школе учил английский, в МГУ — немецкий, старославянский и латинский. А позднее, факультативно, штудировал персидский и урду. На третьем курсе впервые попал с экспедицией кафедры этнографии истфака в Туркмению, поразившую меня яркой самобытностью коренного населения. И я принялся за туркменский. Как книжник, собирающий библиотеку с пятого класса, часто наведывался в московский книжный магазин «Дружба», где продавалась и периодика стран народной демократии. Чтобы иметь возможность читать интересующие меня издания, начал изучать польский, чешский, словацкий, сербохорватский языки. Пробовал венгерский, монгольский и китайский. Позднее занялся турецким. Уже работая в Ашхабаде, окончил курсы французского, достал самоучители грузинского и армянского. И все это параллельно с открытием новых газет.


Постепенно в коллекции прессофила (так Демидов называет себя как коллекционера по аналогии с филателистами, филокартистами и фалеристами) появился белорусский раздел. Во–первых, помогала подписка. Ежегодно Сергей Михайлович выписывал до десяти белорусских газет (а всего подписка коллекционера, к примеру, в 1991 году составляла 186 изданий). Многие газеты привозили друзья, знакомые, бывавшие по разным делам в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве, других городах. Что–то покупал в Москве сам, в киоске периодики возле станции метро «Площадь Революции», куда поступали газеты и журналы из союзных республик. Наряду с номерами «Советской Белоруссии», «Звязды», «Лiтаратуры i мастацтва» за разные годы, другими газетами, чей возраст уже давно перевалил за полвека, есть у Сергея Михайловича и белорусские издания новых времен — «Народная газета», «Рэспублiка», «Культура»...


— Раньше, разумеется, коллекция пополнялась достаточно интенсивно. Мог выписать какую–то газету хотя бы на месяц, — вспоминает Сергей Михайлович. — Так случилось и с единственной корейской газетой «Ленин кичи» («Ленинский путь»), издававшейся в Казахстане, в Карагандинской области. Но в редакции удивились такому подписчику и газету высылали бесплатно весь 1973 год. В том же году случился казус. Вместе с двумя товарищами мне довелось побывать в пещере Дива на горе Душак в 40 километрах от Ашхабада. Клочок корейской газеты, которую использовали для разжигания костра, остался в пещере. Потом его нашли солдаты из близлежащей воинской части. Сообщили на пограничную заставу. Там, приняв газету за след диверсанта, объявили боевую тревогу. К счастью, в поисковую группу включили специалиста–спелеолога — одного из нас троих, побывавших в пещере. Он и рассказал всю правду.


Продолжая коллекционировать газеты со всего мира, Сергей Демидов думает и о будущем своего собрания.


— Не знаю, есть ли подобные музеи в Беларуси, — поделился соображениями в разговоре со мной краснодарский прессофил. — Если кто–то захочет принять мою коллекцию газет как дар, бесплатно, я готов передать свой музей в надежные руки братьев–белорусов.


Александр Карлюкевич


КРАСНОДАР — МИНСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter