Предстоит учиться мне в университете...

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

Этим летом мне удалось побывать в гостях практически у всех зарубежных партнеров проекта «Мельница моды». Это галереи и учебные заведения Германии, Швеции, Италии. Появилась возможность сравнить процессы, проходящие в моде, на этапе образования. Мне показалось, что они везде приблизительно одинаковы. Нельзя сказать, что какое–то конкретное учебное заведение уникально, потому что дает студентам нечто особенное. Сейчас и в Минске, и в Витебске, и в Иваново, и в Питере, и в Милане можно получить одинаковые знания. Все зависит от личности будущего дизайнера, от исходной точки, на которой он находится. От его способности к творчеству и фантазии, умения уйти от стереотипов, перестраивать себя, быть гибким.

Как и во всем мире, в Европе есть образование государственное и платное. В государственных вузах преподаватели получают зарплату независимо от результата работы. Учащиеся отбираются по творческим критериям. Божью искру, на мой взгляд, можно заметить уже в эскизах во время представления резюме молодого дизайнера или его портфолио. Фактор призвания здесь — не пустое слово.

Уровень подачи материала у специалистов европейских государственных учебных заведений очень высок. Они изначально считают моду не искусством, а наукой. У них есть возможность не гнаться за результатом, не суетиться, а вдумчиво и системно работать над накоплением научного материала.

Платные учебные заведения и у нас, и в Европе, увы, стремятся получить как можно большее количество платежеспособных учеников. Они принимают всех, кто способен заплатить. Для того чтобы учить такого студента, необходимо терпение. Тем более зачастую у него значительно меньше способностей и базовых знаний. Но вместе с тем учителя платных заведений в большей степени заинтересованы в эффективном результате. Их подопечные активно участвуют в конкурсах, завоевывают места. Им нужно продвигать свою школу, делать ей рекламу. А самая лучшая реклама — это результат. Все остальное за тебя сделают газеты и телевидение.

Чему, на мой взгляд, сегодня можно поучиться у Европы, так это способности и необходимости менять учебные планы в зависимости от направления моды. Изменились тенденции, приоритеты в крое? Значит, нужно что–то быстро пересмотреть! Мы же по–прежнему работаем по учебным планам, составленным бог весть когда.

Еще одну вещь стоило бы взять на вооружение: то, как в Европе проходят выпускные экзамены. Защита дипломных и курсовых работ, выпускные экзамены — там это открытое, общественное, публичное мероприятие. На него приглашаются журналисты, ведущие специалисты текстильных предприятий и торговых домов, известные литературные и театральные критики. Чем больше людей, тем лучше. Обсуждение работ проходит беспристрастно и качественно. Публичность — важный момент в жизни моды. Он должен присутствовать в защите дипломных и курсовых работ не в последнюю очередь потому, что европейские учебные заведения сами заинтересованы в конструктивной критике, чтобы знать свои слабые стороны. У нас же, не знаю, как у других специальностей, но у дизайнеров точно — любой диплом, к сожалению, закрытое мероприятие.

Почему это так важно? После публичной защиты видна вся картина. Торговые дома точно знают, кто из выпускников их заинтересовал. Потому что самая большая беда для европейской моды — это отсутствие заказов на рабочие места и, как следствие, безработица.

Чем отличаемся мы в лучшую сторону? Тем, и я об этом уже говорил, что, будучи индивидуальным предпринимателем, можно собрать команду единомышленников и открыть свое дело. Финские специалисты работают где угодно, только не в Финляндии, или вообще не работают. Белорусские дизайнеры после различных стажировок всегда возвращаются домой, потому что у них есть перспектива. Это наша сильная сторона, и нам нельзя это потерять.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter