Проект ОНТ «Мой бизнес»: шоу или конкретная помощь?

Предприниматели и мечтатели

Четыре уважаемых бизнесмена — Олег Хусаенов, Александр Поливко, Александр Кнырович и Денис Терещенко — взяли под свое крыло несколько начинающих предпринимателей и помогают им создать свое дело. Таков сюжет нового проекта ОНТ «Мой бизнес». Программа оригинальная и неожиданная. Чего в ней больше: шоу или конкретной помощи? Легко ли в стране начать свое дело? Об этом и многом другом мы поговорили с Денисом Курьяном, кстати, не только телеведущим, но и начинающим бизнесменом.


— Денис, ожидали такой большой интерес предпринимателей к телепроекту?

— Телеканал получил семьсот пятнадцать заявок со всех уголков страны. Меня это удивило и одновременно порадовало. Обычно люди неохотно делятся своими планами, бизнес-идеями. К тому же не любят критики, не приемлют конкуренции. Важно, что приносили много новых идей, которых до этого не было в республике. Приятно, что на кастинг шли не с идеей «купи-продай», а с конкретными производственными предложениями. Хотя, если честно, то только двадцать процентов участников — это предприниматели, а остальные — мечтатели.

— Не было мысли самому поучаствовать, как это сделали ваши коллеги Евгений Булка и Виталий Карпанов со своими семьями?

— Во-первых, быть ведущим такого проекта статусно, поэтому было бы глупым отказаться. Во-вторых, у моей семьи уже есть свой бизнес, и он не является новационным. Чтобы стать финалистом проекта, надо обосновать инвестиционную привлекательность, мне бы вряд ли удалось убедить менторов помочь мне в открытии блинной. Все-таки они представители более серьезного бизнеса, и отдавали предпочтение проектам, которых нет на нашем рынке. 

— Расскажите, чем же удивляли участники?

— Например, IT-приложение для рыбаков. Поверьте, у него очень интересные возможности и большие перспективы. Человек собрал большое количество информации (в том числе по конкретным водоемам, погоде и т.д.), обработал, проанализировал ее и почти наверняка может сказать, где и когда будет удачный улов.

Было много предложений в аграрной сфере. Например, доставка фермерской продукции. Причем это были как сами производители, так и посредники. Эта сфера уже достаточно хорошо развита в России. Там на экологически чистые продукты премиум-класса сейчас большой спрос. У нас это только входит в моду. Поэтому появление предпринимателей, которые готовы заниматься доставкой, вполне логично. Интересно, что анализ экспертов показал, что в Беларуси ценовой диапазон иной: деревенский хлеб, свежее мясо, молоко по карману среднему классу. Зато какой вкус! Многие участники представляли свои проекты с демонстрацией продукции. Были владельцы усадьбы, которые открыли сыроварню, нам посчастливилось попробовать их яблочный сыр, сделанный по старинному белорусскому рецепту.

Представляете, а один участник пришел с идеей датчика половой охоты коров. Человек полагает, что этот аппарат подскажет фермеру, когда у конкретного животного наиболее благоприятный период для осеменения.

— Многие считают, что открыть свой небольшой бизнес в нашей стране сложно. Что показывает ваш личный опыт?

— С одной стороны, в нашей стране не занято очень много ниш, или правильнее сказать, конкуренция в них очень низкая. Поэтому человек, у которого есть четкий план и определенная сумма денег, всегда может найти, куда их вложить. У нас с женой два бизнеса — продакш-студия, которая занимается созданием презентационных фильмов, и блинная, которую мы недавно открыли. С другой стороны, быть предпринимателем действительно нелегко. Рано или поздно ты сталкиваешься с чиновниками, налоговиками, санстанцией и прочими подобными службами. Где-то тебе подсказывают, помогают, но обязательно найдутся те, кому ты мешаешь. Наши чиновники иногда плохо понимают, что они живут на деньги бизнеса, и чем лучше мое кафе будет работать, тем больше они будут зарабатывать. Хотелось бы больше понимания.


Семья Виталия КАРПАНОВА тоже пытала свое счастье в телепроекте

— А вам не кажется, что открытие блинной — это недальновидно? Сегодня в Минске огромное количество кофеен, быстропита?

— Согласен с вами, предприятий быстрого питания в городе много. Но есть локальные пробелы. У нас достаточно много мест, где не удовлетворена потребность в недорогой и вкусной еде. Не все хотят питаться гамбургерами, мы предоставляем альтернативу. Рассчитываем, что к концу следующего года у нас будет целая сеть блинных — пять—семь заведений.

— А не случится так, что бизнес «уведет» вас с телевидения. Почему, кстати, в новом сезоне на ОНТ нет проекта «Я люблю Беларусь», у которого были очень высокие рейтинги?

— Телевидение — важная часть моей жизни, и пока с трудом представляю, что когда-нибудь смогу от этого отказаться. Сегодня я не очень загружен проектами ОНТ, поэтому могу совмещать и телевидение, и бизнес, чему очень рад.

Программа «Я люблю Беларусь» взяла паузу. Даже самые рейтинговые проекты должны обновляться. Мы были в эфире четыре сезона, поэтому логично немного отдохнуть и нам, и зрителям. Приятно, что людям нравился этот ненавязчивый, здоровый патриотизм в виде квеста, который они видели на экранах. Сейчас этот жанр в моде, поэтому, думаю, рано или поздно, возможно, в несколько ином виде проект возобновится.

— И последний вопрос. Ответьте честно, «Мой бизнес» — это просто шоу или все же реальная возможность открыть свое дело?

— У всех финалистов есть конкретный результат, иначе и быть не могло, они ведь не бумажки в руки получали, а настоящие деньги. На первом этапе по 45 миллионов рублей, потом по 80 миллионов. Этого вполне хватало, например, дизайнеру, чтобы сшить первую коллекцию. Менторы — очень уважаемые люди — спонсировали идеи, в том числе и из своего личного кошелька или бюджета организации. Участники тратили деньги под их контролем, но по своему усмотрению. Важно и то, что менторы не только безвозмездно давали крупные суммы, но и делились своим огромным опытом, знаниями с телезрителями.

С другой стороны надо понимать, что не любую идею можно интересно показать по телевизору. Например, человек разрабатывает микросхемы. Скорее всего, это отличная работа, и она даст свои плоды в будущем, но как развитие этого дела будет смотреться с экрана? Поэтому бизнес-проекты для участия в программе отбирались по критерию: можно ли это интересно показать по телевизору. Словом, это шоу, которое дает конкретный результат. Мы хотим, чтобы «Мой бизнес» стал импульсом для телезрителей в изменении их жизни, воплощении мечты.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter