Предела совершенству нет

Бизнес остался доволен указом о лицензировании, но хочет большего

Белорусский бизнес остался доволен указом о лицензировании, но хочет большего

На минувшей неделе глава государства подписал долгожданный Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым предусмотрена отмена лицензирования 16 видов деятельности, а по 13 лицензирование подразумевает объединение нескольких видов в один «комплекс». Предприниматели восприняли появление документа со смешанными чувствами. С одной стороны, о том, что он вообще появится, впервые было объявлено еще около полутора лет назад. С другой – появление указа в каком-то смысле можно назвать революционным. Предпринимателям были предложены реальные послабления и продемонстрировано, что такое либерализация экономики.

«Отмена ряда лицензий, несомненно, положительное для белорусского бизнеса событие, — комментирует Указ № 450 председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин. — Дело в том, что по некоторым видам разрешений существовали настолько завышенные требования, что в этот бизнес никто не хотел вливаться». Причина отнюдь не в высокой цене самой лицензии – цена этого документа в зависимости от ведомства, курирующего выдачу, редко выходила за сумму 100 евро — она, скорее, кроется в чрезмерно завышенных требованиях к потенциальному получателю.

Зачастую требовалось не только подготовить массу документов, на что уходило немало средств и времени, но также соблюсти достаточно жесткие квалификационные требования. «К примеру, еще сравнительно недавно сумма вступления в строительный бизнес составляла порядка $ 16—20 тыс., а процесс получения лицензии длился около года», — приводит пример одной из наиболее жестких административных препон Владимир Карягин. По его словам, указ освободил от лицензирования порядка 30 % белорусского малого бизнеса с учетом того, что львиная его доля приходится на ниву торговли. Тем не менее, по словам председателя союза предпринимателей, для полноценной либерализации белорусской экономики следовало бы отменить еще примерно столько же видов лицензий. Кстати изначально так и планировалось: во время разработки указа неоднократно звучала мысль, что в стране будут упразднены порядка 30–35 видов разрешительных документов. Впрочем, и 16 пунктов дались разработчикам документа немалой кровью. Отмена каждого из них потребовала многочисленных согласований в профильных ведомствах, которые ни за что не желали терять рычаги управления бизнесом. Не секрет, что именно страх потерять лицензию выступает в числе главных фобий предпринимателей.

В предпринимательских союзах говорят: оценивать эффект от долгожданного указа пока преждевременно. Массивный трехсотстраничный документ необходимо от корки до корки проштудировать, тщательно обращая внимание на запятые и формулировки. А это работа не одного месяца. К сожалению, отмечают представители бизнеса, нередко случается так, что вполне конкретные указания законодательных актов на местах могут обрастать вольными трактовками, в зависимости от прямой выгоды исполнителей. «Дьявол всегда кроется в мелочах, — поясняет председатель совета директоров группы компаний «Регистр» Андрей Карпунин. — К примеру, дополнения к указу предполагают введение нового стандартного бланка лицензии и замену им старых до конца текущего года. Гарантии, что в отдельных ведомствах не поймут это как острую необходимость всем без исключения лицензиатам пройти по полному циклу перелицензирование, нет никакой».

Как уверены предприниматели, мимо внимания разработчиков указа все же проскользнули некоторые виды разрешений, которые не лишним было бы ликвидировать. Так, в числе «абсурдных» бизнес считает специальное разрешение на оказание юридических услуг – сегодня для того чтобы консультировать граждан и предприятия, юрист должен отработать не менее 5 лет, а юридическая компания обязана иметь в штате не менее трех таких специалистов. «Получается, что этот бизнес просто не может у нас развиваться, потому как соблюсти эти условия для большинства компаний невозможно, — говорит Владимир Карягин. – Кстати, в числе пострадавших оказываются и центры поддержки предпринимателей, которые финансово неспособны содержать большой штат юристов, а правовое консультирование начинающих бизнесменов — одна из их первоочередных задач». «Необходимо оставить лицензии там, где деятельность может принести какую-то угрозу жизни, здоровью граждан, национальной безопасности страны», — указывает Андрей Карпунин.

Специалисты уверены: Указ № 450 будет способствовать усилению конкуренции в торговле. «Это выгодно для покупателей, ведь это отразится на ценах товаров и услуг», — говорит Владимир Карягин, подчеркивая, что это будет возможным только при условии принятия комплексных системных решений. Белорусский бизнес по-прежнему находится в ожидании глобального документа – президентской Директивы № 4 «О мерах по либерализации экономики и улучшению делового климата в Республике Беларусь». По мнению бизнес-сообщества, он будет в высшей степени реформаторским. Несмотря на то, что содержание будущей Директивы никому не известно, предприниматели уверены, что в ней будут фигурировать нормы, связанные с амнистированием капиталов, свободным регулированием рынка труда и установлением заработной платы. Согласно ожиданиям, субъектам хозяйствования с численностью сотрудников до 100 человек будет предоставлена возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, а индивидуальным предпринимателям разрешат брать на работу наемных сотрудников. Попутно будет введен мораторий на проверку деятельности предприятия в первые пять лет его работы. Директива дополнительно рассмотрит и вопросы лицензирования, которые не были включены в Указ № 450.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter