О коммерциализации праздников

Праздник на продажу

Дед Мороз уже притаился в кустах — тех самых, с которых едва успел облететь последний лист. Казалось бы, еще целый месяц природы увядания и грустных дум, чего–то ожидания... Ан нет, с таким настроением кассы не сделаешь. Позитивненько, с мишурой, елками, шариками–фонариками встретили начало ноября крупные торговые центры. И это нам еще повезло: заграничный Санта Клаус–шатун пугает народ уже в сентябре. Представители Римско–католической церкви однозначно говорят о «похищении» Рождества с целью наживы: торговые центры — вот главное место паломничества в преддверии этого христианского праздника. Нам тут повезло вторично — православная церковь живет по юлианскому календарю, а к 7 января потребительский угар сходит на нет. Тем не менее коммерциализация праздников и у нас идет полным ходом.


Недавно Фейсбук пестрел мертвыми невестами, вампирами и печеньками в виде отрубленных пальцев. Каким боком к нам Хэллоуин — непонятно, но салонов проката одежек всякой нечисти с каждым годом все больше. Тематические вечеринки устраивают и школьники, и взрослые дяди–тети: во многие клубы в «потусторонних» костюмах вход бесплатный. Говорят, в США канун Дня всех святых по объему выручки приближается к лидеру продаж Рождеству. В Европе такого размаха нет, но торговля, готовая «впаривать» народу любую запредельщину, тоже не дремлет. А кто сдержит розово–плюшевое цунами в феврале? День святого Валентина раскрутился в торговых точках у нас буквально за десяток лет и приобрел масштабы стихийного бедствия. Ну ладно, пусть у влюбленных будет лишний повод признаться в чувствах. Но куда девать притороченную к этому событию тележку с барахлом? Открытки любимому зятю, начальнику, теще, пищащие с китайским акцентом сердечки и «дизайнерские» торты со стрингами из крема? Масштаб всенародности задан — и, если ты не с нами, то как бы против нас. Не любишь нас значит. Так и запишем...


Отлично работает смекалка производителей и на Пасху. Какие там традиции — собирать целый год луковую шелуху, красить яйца в классический темно–красный цвет, вспоминая о смысле этого символа... Зачем напрягаться? Иди в ногу со временем — термоусадочная пленка за одну секунду оденет яйцо в броню, распилить которую можно только лобзиком. Зато рисунки — закачаешься: от Микки Маусов до русских троек в полете. Не хочешь пленку — бери наклейки. Или хоть магнит на холодильник все с теми же буквами ХВ. Пасху отгуляли — на очереди выпускные. Это раньше можно было ограничиться прощальным балом в стенах школы. Event–индустрия создает новые каноны — Канны отдыхают. Красные дорожки, лимузины, платья в пол, церемония а–ля вручение «Оскара». Все по–взрослому, платят, кряхтя, но соглашаясь, взрослые. А свадьбы? Уму непостижимо, как раньше люди женились без эксклюзивных бонбоньерок для гостей, подушечек для колец ручной работы, коробочек для денег, обклеенных рюшами, камзолов на бутылки с шампанским и покрытых всякой мишурой бокалов. Без фотосессий в Национальном художественном музее, фильмов о love story жениха и невесты в Ботаническом саду и репетиций первого танца под руководством дипломированного хореографа. Не комильфо женились, не готовились за год, как полагается. Несерьезно относились.


На фоне этого размаха Дед Мороз в осеннюю слякоть — просто озорник, решивший поманить праздником чуть раньше, чем о нем напомнили бы первые снежинки. Да и чего от снежинок этих ждать с нынешним климатом, неясно. Может быть, кому–то напоминание о грядущем веселье и скрасит осеннюю депрессию, хотя попредвкушать новогоднее веселье целых два месяца и не растерять запал ожидания чуда — та еще задачка. Но есть же люди, которые все делают заранее. Вот, например, в одном из минских магазинов в первые дни после начала продаж были куплены 30 искусственных елок. Регулярно обновляется, а значит, раскупается всякая мелкая дребедень с лошадками — символом следующего года в киосках. Вопрос, что подарить, уже не стоит, актуальнее, за что все это купить. К сожалению, атмосфера праздника мало зависит от того, сколько в нее было вбухано средств. Только от понимания смысла происходящего, настроенности на тонкую струну чуда, ощущения себя единым целым с близкими. Иначе окажется, как в анекдоте: у вас шарики бракованные — не радуют.


Советская Белоруссия №223 (24360). Среда, 27 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter