Право на отцовство, или Издержки гражданского брака

В 2009 году в стране проведено 913 ДНК-тестов на отцовство

Не проходит, пожалуй, и месяца, чтобы в средствах массовой информации не появилась очередная «сенсация» – повздорившие родители выясняют отношения, отстаивая свои права на ребенка. Некогда любившие друг друга люди принародно хлещут один одного по больному месту, используя вопрос «принадлежности» детей для нанесения самых тяжелых ударов. И всякий раз аудитория, затаив дыхание, следит за перипетиями очередной житейской трагедии, искренне соболезнуя богатым и знаменитым, которые, оказывается, тоже и плачут, и страдают.

В этой жизненной драме произвольно получается, что детские слезы и психологические травмы отступают на второй план… А ведь мотивы действа якобы всегда направлены во благо ребенка.

Во благо ли? Разобраться в этом вопросе на одной из пресс-конференций вместе с журналистами попытался заместитель директора Центра судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Беларуси Иосиф Цыбовский, который поделился весьма интересной и пикантной информацией. Оказывается, у нас в республике в последние годы растет интерес к теме установления-подтверждения отцовства, чему способствует увеличение количества так называемых гражданских браков, раннее начало сексуальных отношений и другие причины.

…В Беларуси тест на отцовство по ДНК впервые был проведен учеными в 1985 году. С той поры количество заявлений на установление отцовства лишь увеличивается. Характерно, что львиную долю составляют распоряжения суда, когда «милые» самостоятельно договориться уже не могут, еще четверть обращений – от добровольцев, терзаемых смутными сомнениями.

В 2009 году специалисты центра Минюста осуществили 913 экспертиз на установление родительских прав по ДНК-анализу. Это почти на 25 % больше, чем в 2008 году. Из общего количества 704 теста были назначены по решению судов и 209 – по заявлениям граждан.

Процедура установления отцовства проходит абсолютно безболезненно – достаточно мазка из полости рта обследуемого. За прошлый год в отношении мужчин, направленных судами на прохождение экспертизы, результаты отцовства были подтверждены лишь в 74 % случаев. Оказалось, что 26 % предполагаемых пап к появившимся на свет отпрыскам не имели никакого отношения. И с каждым годом число таких кандидатов в отцы, по словам Иосифа Цыбовского, растет. Право же на отцовство в отношении детей, находящихся в приютах или у опекунов, в прошлом году было исключено в 70 % случаев(!).

На основании многолетних наблюдений и анализа Иосиф Цыбовский советует всем женщинам даже во время самой неприятной семейной ссоры не играть на чувствах своих мужей. «Никогда, — рекомендует он, — не говорите своему мужчине, что дети вообще не его! Тем более, если это ложь. Потому что мужчины такого не забывают. Сомнение, возникшее после такого заявления, раз и навсегда поселится в сознании и рано или поздно взорвется скандалом, либо закончится экспертизой».

Роль подстрекателей часто играют и подруги жены. Намекнут, нашепчут и поселят сомнение… На экспертизу приходят мужчины, замученные науськиваниями родственников или соседей: «Твой-то ребенок – вылитый Васька из соседнего дома».

Сотрудникам центра судебных экспертиз достаточно часто приходится решать ребусы в ситуации, когда родители не разведены, но давно уже вместе не живут. Случается, мать ведет асоциальный образ жизни. А по закону ребенок, рожденный в браке, считается общим, хотя фактически «бывший» не имеет к нему никакого отношения. И такую ситуацию специалисты могут разрешить с почти стопроцентной достоверностью.

Экспертиза на отцовство в Беларуси, проводимая центром при Министерстве юстиции, выполняется по 17 отдельным тестам. В США по 15. Как правило, сравниваются ДНК ребенка, матери и отца. Если биологических образцов родителей нет, исследуется Y-хромосома родственников предполагаемого отца по мужской линии (она у всех мужчин этого рода одинаковая) либо митохондриальная ДНК по женской линии матери.

Практическая польза? Психологическое спокойствие семьи и конкретная помощь. Недавно у нас был такой случай, рассказал Иосиф Цыбовский. Мать умерла при родах близнецов. Отец, с которым она жила в гражданском браке, был не против забрать детей из роддома и растить их. Власти также не возражали против данного отцовства. Но, поскольку родители жили в гражданском браке, отцовство предстояло доказать. Родителю пошли навстречу и даже денег за проведение исследований при этом не взяли. Но всегда ли подобное дело заканчивается хеппи-эндом?..

Еще один типичный случай: семья с ребенком живет гражданским браком. Женщина из меркантильных интересов, чтобы получать пособие от государства, выдает себя за мать-одиночку. Потом, случается, бросает семью, уходит с дитем к другому… Юридически отец в таком случае не имеет на ребенка никакого права. Только экспертиза и может помочь ему установить отцовство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter