Право на осуществление мечты

Творческая революция барда Вайцюшкевича Хорошо, когда есть хорошие стихи и их можно положить на музыку.
Творческая революция барда Вайцюшкевича

Хорошо, когда есть хорошие стихи и их можно положить на музыку. Змитер ВАЙЦЮШКЕВИЧ признается, что ему очень повезло, когда он познакомился с Алесем Камоцким, который, хотя и сам может исполнять свои песни, на этот раз позволил это сделать коллеге. Кажется невероятным: один бард отдает часть своего творческого багажа другому. Но на самом деле Камоцкий не собирается на пенсию, а Вайцюшкевич не устанавливает монополию на отборную поэзию. Просто встретились две творческие личности и нашли, что сказать друг другу и окружающим, - так родился благословленный, между прочим, Рыгором Бородулиным альбом "WZ-Orkiestra" "Паравiны году".

Вайцюшкевич называет это событие творческой революцией. Маленькие революции - нормальное явление в жизни любой творческой личности.

- Каждый человек имеет право на мечту и на ее осуществление. Но для этого надо преодолеть много ступенек, не обойтись и без авантюр, - считает Змитер. - В моем случае авантюра - это творческий эксперимент, потому что я шел на риск, когда создавал альбом вместе с Алесем.

Но настоящая Личность с большой буквы тем и отличается от других, что не ищет легких путей к своей мечте, действуя нетрадиционными средствами.

- Для личности желательно быть в творческом меньшинстве. Я придерживаюсь принципа: если все идут направо, я шагаю налево, и наоборот. Это мой путь, - признается Вайцюшкевич. - Пусть он эгоистичен, но этим и ценен. Возможно, кому-то я покажусь сумасшедшим, но постепенно ко мне, непохожему на других, привыкнут и признают мое право быть собой.

В чем же заключается самобытность Вайцюшкевича? Он говорит, что ставит целью сделать качественную белорусскую попсу. И Камоцкий оказался в этом хорошим помощником. Но все же попса - это слишком грубая характеристика для творчества Змитера. Утонченность - вот его конек. А "Паравiны году" ассоциируются больше с тихими вечерними аллеями, нежели с полными залами неугомонных фанатов. Не случайно на обложке альбома изображен флакончик с женскими духами, а все вокруг - розовое и мягкое.

- Забываем мы ту, еще допесняровскую эпоху, когда в парках играли оркестры, - сетует Змитер. - Моей идеей было показать эстетику большого города через возвращение духа тех времен. Чем Минск не похож на другие столицы? В Вильнюсе мы восхищаемся удивительной архитектурой, в Варшаве - культурой кафе. Москва остается театральной Меккой, хотя для некоторых это поп-столица. Санкт-Петербург - традиционно музыкальный город. В каком-то смысле Минск и Петербург похожи. Оба города стоят в тени: Петербург, потому что так распорядилась судьба, а минчане просто не осознают...

- Чего - своей провинциальности?

- Минск находится в тени собственного достоинства. Психология минчан скромная и безымянная. Минск еще не привык быть центром, оглядываясь на Запад и особенно на Восток. В противоположность ему Петербург, лишенный своей абсолютной центральности, является бесспорным культурным центром.

- Но уйти от провинциальности не так-то просто...

- Для того чтобы избавиться от этого комплекса, надо растить свою элиту - не только культурную, но и экономическую, политическую. У нас должны быть законодатели своей моды, стиля жизни. Элита - это "self-made people", люди, которые сделали себя сами, добившись успеха в жизни. Такие люди есть в Беларуси, но, к сожалению, их еще не так много, особенно в культурной среде. Ведь элита - это не те, кто собирается на банкеты, чтобы выпить чарку. Для меня элита - те же бизнесмены, которые помогли издать мой диск, и совсем неважно, что они не разговаривают по-белорусски. Главное, они понимают, что живут в своей стране, в своем крае, и что-то для него делают.

- Представители элиты должны быть индивидуалистами?

- Конечно.

- Но у нас сложилась коллективистская психология, когда шаг влево или вправо вызывает подозрения. Вам не сложно существовать, руководствуясь такими жизненными законами?

- Мне это пока не мешает. Важно, что на мои концерты собираются полные залы, а значит, я не одинок. Я не философ, поэтому не стану делать глубоких выводов. Как поется в моей песне на слова Алеся Камоцкого: "Пошукi адказа› на пытаннi цэлы час псуюць ма„ жыцц„. То разумны я, то ашуканы, то мне здрада, то мне адкрыцц„". Я хотел бы, чтобы меня не тянули силком в коллектив и просто уважали мое мнение.

- Кстати, а почему вы выбрали для своего альбома стихи Камоцкого?

- У нас не много поэтов, которые писали бы подходящие тексты. И у меня есть своя высокая планка, ниже которой после Ларисы Гениюш, Владимира Короткевича, Леонида Дранько-Майсюка, с которым мы вместе сделали "Цацачную краму", опускаться нельзя. Камоцкий мне импонирует своей мелодичностью, интимностью и одновременно простотой текстов.

- А правда ли, что вы собираетесь записать альбом на слова Владимира Маяковского?

- Этот альбом уже появится в следующем году. Я хочу, чтобы белорусы вновь начали знакомиться с настоящей российской культурой. Пора посмотреть на Россию не с точки зрения объединения или разъединения с ней, а узнать ее как страну богатой культуры. Быть белорусом не означает автоматическое неприятие других культур, в том числе российской. Наш оркестр называется "WZ-Orkiestra". По-польски "W" - "wschod", восток, "Z" - "zachod", запад. Мы открыты всем. Что касается Маяковского, то на его стихи создано не много композиций. В свое время этим занимался Мулявин, я хочу продолжить это дело. И могу поспорить с расхожим представлением, будто до 1917 года Маяковский был поэтом, а после - оратором-пропагандистом революции.

- А вам не кажется, что этим должны заниматься в первую очередь сами россияне?

- В России Маяковский - это "фишка", "мулька" всяких неформальных течений от анархистов до коммунистов. Все это имеет экзотический характер и занимает свою узкую нишу. Я не думаю, что это нормально. Конечно, футуризм, авантюризм Маяковского, если бы не революция, возможно, ни во что не вылился бы. Но это еще не повод его приватизировать.

- Какая она, большая цель всех ваших проектов?

- Я хочу, чтобы белорусский язык и песня были современны и качественны, чтобы это была форматная музыка. Например, сейчас я работаю в стиле ретро, который близок мне своей шляхетностью...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter