На вопросы корреспондента СБ отвечает председатель Конституционного суда профессор Григорий ВАСИЛЕВИЧ.
- Григорий Алексеевич, насколько интенсивно работает Конституционный суд Беларуси?
- Конституционный суд действует в нашей республике с апреля 1994 г. Отмечу, что конституционные суды как специализированные органы конституционного контроля созданы в абсолютном большинстве современных стран. Опыт свидетельствует, что разрешение споров органами конституционного контроля является важнейшим условием стабильного развития государства и общества. Однако это возможно тогда, когда Конституционный суд руководствуется при вынесении своих решений демократическими нормами Конституции, исходит из тех стандартов в области прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые сформированы мировым сообществом.
Многое познается в сравнении. Интересна динамика дел, рассмотренных Конституционным судом: 1994 год - 5; 1995-й - 17; 1996-й - 12; 1997-й - 6; 1998-й - 11; 1999-й - 17; 2000-й - 26...
И хотя Конституционный суд в последнее время ежегодно выносит не меньше решений, чем Верховный суд по первой инстанции (исключение касается лишь периода избирательных кампаний), однако потенциально мы вполне могли бы рассматривать в 2 - 3 раза больше дел. Следует также иметь в виду, что ежегодно в Конституционном суде рассматривается около тысячи обращений граждан, которые также являются предметом нашего пристального внимания. При этом мы учитываем, что часто к нам обращаются те граждане, которые исчерпали все иные средства внутригосударственной защиты. Конституционный суд Республики Беларусь выносит в последние годы столько же решений, сколько, например, конституционные суды Армении, Грузии, Украины, в несколько раз больше, чем конституционный суд Латвии, однако более интенсивно работают конституционные суды России, Молдовы. Интересно, что в Молдове каждый депутат имеет право на обращение в конституционный суд и там около 95% дел инициировано именно членами парламента. Лично я против такой нормы, однако, исходя из того, что обращения граждан в Конституционный суд часто блокируются, следовало бы несколько изменить наше законодательство, например, наделив постоянные комиссии палат, Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики, Генерального прокурора правом на обращение в Конституционный суд.
- Вправе ли граждане непосредственно обращаться в Конституционный суд?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, вначале кратко напомню, что Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью всех нормативных актов - от законов, декретов и до актов министерств, местных Советов депутатов (вплоть до сельского), местных исполнительных и распорядительных органов (т.е. исполкомов, местных администраций).
Компетенция Конституционного суда определена не только в ст. 116, но и в ст. 40, ст. 122 и других статьях Конституции. В этой связи в случае, если обращение гражданина имеет общественную значимость, мы на основании ст. 40 и части первой ст. 116 Конституции выносим свои решения. Особенно это касается тех случаев, когда граждане исчерпали все иные возможности разрешения спора. Так, например, обстояло с установленным постановлением правительства порядком оплаты нанимателями за пользование жильем и собственниками за их техническое обслуживание.
В Конституционный суд поступило множество обращений от граждан, и мы, руководствуясь конституционными нормами, вынесли 5 сентября 2000 г. решение О плате за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание жилищного фонда. Сейчас в правительстве идет работа по корректировке постановления с учетом вынесенного нами решения. Предполагается в декабре с.г. принять постановление в новой редакции.
Аналогично мы поступили и при рассмотрении жалоб граждан относительно установленного правительством порядка суммирования различных видов отпусков. Считаю, что мы отстояли право работников на получение отпуска за работу во вредных условиях в полном объеме, обеспечили законный (справедливый) подход при решении других вопросов, связанных с рабочим временем и временем отдыха работников.
- Как показывает жизнь, нарушения прав граждан допускают местные органы власти. Могут ли граждане в этой связи обращаться с жалобами в Конституционный суд?
- Этот вопрос связан с предыдущим. Что показывает анализ части четвертой ст. 122 и ст. 116 Конституции? Согласно части четвертой ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. Учитывая, что проверка конституционности нормативных актов - это исключительная прерогатива Конституционного суда, можно сделать вывод о праве граждан на обращение в Конституционный суд по данному вопросу. Полагаю, что указанная норма ст. 122 Конституции должна получить свое развитие в законодательстве и на практике.
Удивительно то, что иногда появляются ссылки на отсутствие механизма реализации судами части второй ст. 112 Конституции. Наоборот, считаю, что он слишком формализован. Суды в силу верховенства Конституции должны иметь право на непосредственное обращение в Конституционный суд с запросом. Это позволяет решать наша Конституция. Кроме того, весь механизм расписан в ст. 6 Закона О Конституционном суде Республики Беларусь, который советую заинтересованным лицам еще раз прочитать.
- Можно ли законом расширить полномочия Конституционного суда?
- Безусловно. Согласно части седьмой ст. 116 Конституции не только организация и порядок деятельности, но и компетенция, т.е. права и обязанности, Конституционного суда определяется законом. Аналогично решен вопрос относительно развития законом конституционных полномочий правительства, Прокуратуры, органов местного управления и самоуправления, Комитета государственного контроля и других. Вопрос о расширении круга субъектов обращения в Конституционный суд мы не ставили бы, если бы в настоящее время обладающие таким правом государственные органы и лица выполняли свои обязанности. Складывается впечатление, что вопросов, достойных рассмотрения в Конституционном суде, нет и граждане просто заблуждаются, когда стучатся в соответствующие инстанции.
Отмечу еще, что Конституция - это ядро, основа правовой системы.
- В конце весны Конституционный суд принял решение о праве граждан на альтернативную (гражданскую) службу. Что предприняли власти для реализации данного решения?
- Сейчас идет активная работа над законопроектом, предусматривающим механизм реализации права на альтернативную воинскую службу. Хотя и сейчас право на нее закреплено не только в Конституции, но и в статьях 1 и 14 закона о всеобщей воинской обязанности и военной службе.
Конституционный суд сформулировал свое решение таким образом, чтобы исключить на практике злоупотребления со стороны молодых людей, призываемых на воинскую службу, чтобы отказ был не надуманным, а обоснованным и в то же время был защищен тот, кто имеет право на альтернативную службу.
Интересно, что 4 января 1918 г. СНК за подписью В.И.Ленина издал соответствующий Декрет об освобождении от воинской повинности.
Уже есть случай вынесения оправдательного приговора в связи с обоснованным отказом от несения срочной воинской службы по религиозным мотивам.
- Известно, что Конституционный суд неоднократно обращался к вопросу о праве граждан на получение юридической помощи. Что принципиально нового в последнем решении от 5 октября 2000 г.?
- На практике в этой области возникает очень много проблем и споров.
Мы отметили, что граждане вправе в любой момент получать юридическую помощь, в том числе при реализации ими своих трудовых, жилищных, административных, налоговых и иных правоотношений. Право на получение юридической помощи защитника в любой момент должно быть обеспечено не только обвиняемому, подсудимому, но и подозреваемому, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В решении отмечен ряд других принципиальных моментов. При этом хотел бы отметить, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, в предварительном заключении, остаются нашими гражданами, им должны обеспечиваться все права (если иное не вытекает из характера наказания), в том числе и право на охрану их здоровья. Считаю, что должны быть изменены подходы к применению такой меры пресечения, как заключение под стражу: часто выбор такой меры не соответствует тяжести совершенного деяния, время нахождения в местах предварительного заключения увеличивается в связи с тем, что с ними следователи не проводят следственных мероприятий.
- Известно, что недавно Конституционный суд принял решение о конституционности закона 1999 г. об амнистии...
- Действительно, мы проанализировали этот закон и в своем решении (опубликовано в НГ за 25 ноября) подчеркнули, что есть основания для распространения действия законов 1999 и 2000 гг. об амнистии на осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу на день вступления в действие этих законов по причине того, что кассационные жалобы по их делам не рассматривались в течение длительного времени по обстоятельствам, не зависящим от осужденных. Здесь свое слово должен сказать законодатель.
- Как обстоит дело с исполнением принятых решений?
- Решения Конституционного суда обязательны для исполнения. Это обусловлено тем, что решение Конституционного суда базируется на нормах Конституции и, по существу, речь идет о верховенстве конституционных норм. Следует также иметь в виду, что у Конституционного суда нет специального аппарата для исполнения принятых им актов. Мы создаем правовые условия для реализации гражданами своих прав, в том числе для их защиты в судах (общих и хозяйственных). Это главное.
Очень важно, что в деле с исполнением принятых решений есть поддержка Главы государства.
- Как оценивают работу Конституционного суда Республики Беларусь зарубежные организации?
- На подготовительном заседании председателей конституционных судов Европы к проведению XII конференции в 2002 году в резолюции председателей конституционных судов признаны большие усилия Конституционного суда Беларуси в развитии и укреплении правового государства, защите прав граждан, выражена поддержка Конституционного суда в его деятельности.
Несмотря на это, мы осознаем, что у нас еще много вопросов, которые необходимо разрешать, с тем чтобы конституционный контроль был более эффективным, служил человеку, обществу, государству. Для этого право на конституционное правосудие должно быть доступно для граждан.
Право на конституционное правосудие должно быть доступным
На вопросы корреспондента СБ отвечает председатель Конституционного суда профессор Григорий ВАСИЛЕВИЧ.