Право на детство

Спрос с родителей, бросивших своего ребенка, будет максимально жестким
Вчера в резиденции Президента вновь шел разговор о детских судьбах. Не в первый раз на высший уровень выносится обсуждение проблем сирот при живых отцах и матерях. Как известно, инициативы Президента о компенсации нерадивыми родителями затрат государства на содержание брошенных ими детей нашли законодательное закрепление. Но анализ работы с неблагополучными семьями показал, что система работает еще недостаточно четко. Быть может, и в силу объективных обстоятельств. Ведь аналогов ей в мире не существует. Подобных законодательных моделей, где государство жестко контролирует исполнение обязанностей по содержанию своих детей горе–родителями, нет ни в одной стране мира. Поэтому и на доводку нашего «ноу–хау» потребовалось некоторое время. В результате был подготовлен проект Декрета Президента «О дополнительных мерах по обеспечению возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и профилактике социального неблагополучия семей». Обсуждению этого документа и было посвящено вчерашнее совещание у Президента.

«Государство должно всеми средствами бороться с этим злом, — сказал Александр Лукашенко о социальном сиротстве, задавая тон разговору. — Надо принять самые жесткие меры, чтобы в нашей стране не было сиротства детей при живых родителях. Общество должно оценивать как позорное явление, когда бросают собственных детей». В свое время задача ставилась лаконично: если обнаруживается, что обстановка в той или иной семье опасна для малыша, — государство обязано забрать ребенка. Но отцы и матери при этом, даже лишенные родительских прав, должны полностью компенсировать затраты на содержание и воспитание своих чад. Если не имеют достаточного дохода — им помогут в трудоустройстве. Если не хотят работать — необходимо заставить. Однако время показало, что в этой системе есть существенные недостатки.

Представляя проект декрета, заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич отметила, что проблемы в основном возникают по двум направлениям — в оперативном принятии решения о том, чтобы забрать ребенка, и в плане жесткости ответственности родителей за исполнение своих обязанностей. Из этих двух посылов и исходили разработчики при подготовке проекта декрета. Не вдаваясь в юридические тонкости, лишь отмечу, что даже в случае принятия документа в том виде, в котором он существует сегодня, нерадивым родителям пришлось бы очень туго. Но проект решено доработать. Президент потребовал, чтобы он был еще конкретнее и жестче, дабы тот, кто осмелился бросить своего ребенка, смог глубоко прочувствовать, что подобное деяние общество расценивает как самое страшное преступление.

В чем кажущиеся сложности? Кто–то говорит, что «сидящие на стакане» родители не в состоянии заработать на содержание ребенка. Александр Лукашенко на это суждение ответил, что месяц пребывания малыша в государственном детском учреждении стоит около 120 долларов. И, согласитесь, не те нынче времена, чтобы такой заработок считать нереальным. Тем более что работы в стране хоть отбавляй, убежден Президент. Особенно низкоквалифицированной — хотя бы на благоустройстве агрогородков. И при желании и должном старании, даже метя улицы и мешая бетон, можно заработать и на содержание детей, и себе на кусок хлеба.

Есть суждение и о том, что откровенно асоциальных родителей — пьяниц и бродяг — просто невозможно привлечь к труду. Но здесь уже проблема должна решаться не методом уговоров. Необходимо активное вмешательство правоохранительных органов и действия по принципу: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Излишняя либеральность к «кукушкам» чревата серьезными последствиями в отдаленной перспективе. Ведь их чада, проведя детство в пагубной для них среде, пополнят криминальные ряды, на борьбу с которыми государство будет тратить значительно больше сил и средств, нежели сегодня на организацию системы воспитания социальных сирот. Кстати, в качестве одной из главных целей Президент формулирует полный уход от бюджетного финансирования содержания брошенных детей. Со временем за это будут платить только их родители.

Глубины и предметности разговору добавило то, что в совещании приняли участие не только чиновники, но и люди, которые работают, как говорится, на земле, — представители инспекций по делам несовершеннолетних, первичного звена органов опеки и социального обеспечения, детских домов и интернатов. Президент потребовал, чтобы доработка проекта декрета велась в тесном сотрудничестве с этими специалистами, которые знают проблему изнутри, работая каждый день с неблагополучными семьями.

Кроме того, Александр Лукашенко потребовал учесть еще ряд принципиальных моментов. Проект декрета должен быть готов к подписанию в кратчайшие сроки, с тем чтобы его нормы вступили в силу с 1 января будущего года. Прежде всего необходимо создать эффективную систему выявления неблагополучных семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Много сил это не потребует. Участковые врачи, патронажные сестры, работники детских учреждений и органов опеки, участковые инспектора — все эти специалисты прекрасно знают ситуацию на подведомственных территориях. Надо лишь наладить систему сбора и анализа информации.

Однозначное требование Президента: родители, бросившие ребенка, должны возмещать 100 процентов затрат на его содержание. МВД при этом обязано принять все меры для того, чтобы папаши и мамаши не скрылись. Особая задача стоит перед службами занятости. Они должны не только механически выдавать направления на работу, но и вместе с местными исполкомами подобрать предприятия, где можно трудоустроить горе–родителей. Словом, на решение проблемы брошенных детей государство мобилизует все силы. И это оправданно. Ведь здоровое во всех смыслах подрастающее поколение, подчеркнул Президент, — это составляющая нашей национальной безопасности.

К слову, отходя от тяжелой темы социального сиротства, хочется вспомнить и о приятном. Александр Лукашенко напомнил, что 1 сентября в первый класс пойдут на 2.000 малышей больше, чем годом раньше. Пожалуй, это событие — «первая ласточка» результатов политики государства, направленной на решение демографической проблемы. Хочется верить, что в будущем нас будет радовать все больше счастливых детских улыбок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter