Правила игры должны быть едиными

Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Владимир Григорьев в беседе с корреспондентом "СБ" подчеркнул, что от сегодняшних парламентских слушаний следует ждать глубокого анализа ситуации и конструктивных предложений, особенно в части совершенствования законодательств обоих государств с учетом задач союзного строительства и их практической реализации.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Владимир Григорьев в беседе с корреспондентом "СБ" подчеркнул, что от сегодняшних парламентских слушаний следует ждать глубокого анализа ситуации и конструктивных предложений, особенно в части совершенствования законодательств обоих государств с учетом задач союзного строительства и их практической реализации.

- Владимир Викторович, как бы вы охарактеризовали результативность белорусско-российской интеграции?

- Беларусь уверенно остается одним из самых значительных партнеров России по всем признакам: объем товарооборота к концу 2002 года ожидается не менее 9,5 миллиарда долларов. За последний год произошел ряд существенных подвижек, в первую очередь это касается создания равных условий для хозяйствующих субъектов Беларуси и России. Удалось договориться о выравнивании цен на энергоносители и железнодорожные тарифы. На очереди решение проблем косвенного налогообложения во взаимной торговле. Принципиально важно, что наши отношения выстраиваются все четче, от принципа "продавец - покупатель" они переходят в плоскость создания совместных производств и кооперации.

- В прессе промелькнуло сообщение, что, двигаясь вперед, мы достигли с Россией уровня экономических отношений 10-летней давности, то есть пиковых показателей. Это так?

- Да, сегодня мы констатируем активное восстановление хозяйственных связей. Думается, здесь нелишне сказать, что в короткий срок наши страны сделали огромный рывок во взаимной торговле, прецедентов которому нет в практике межгосударственных взаимоотношений. По большинству параметров мы практически достигли того объема, который существовал до распада СССР, и считаем это большим достижением. Вспомните, с чего все начиналось... В 1997 году объем взаимных поставок увеличился почти вдвое и его фактический прирост составил более 4 миллиардов долларов. Как известно, в 2001 году объем товарооборота составил 9,3 млрд. долларов, и наша страна сегодня занимает второе место во внешней торговле России после Германии.

Беларусь целенаправленно усиливает свои позиции на российском рынке, хотя проблем в экономике, как известно, немало.

- Какие шаги, на ваш взгляд, оказались самыми удачными?

- Несомненно, принятая ранее стратегия развития торговли с Россией через прямые связи с регионами. Она оправдала себя. Сегодня у нас подписаны двусторонние соглашения с десятками областей, краев и республик. Для обеспечения контактов в десяти российских регионах созданы и функционируют отделения посольства. Важным звеном является товаропроводящая сеть, представленная торговыми домами, 28 представительствами и филиалами концернов, объединений и предприятий, торговыми домами белорусских товаропроизводителей и их дилерской сетью, более чем тысячью организаций со 100-процентным или долевым участием белорусского капитала. Однако сегодня ввиду возросшей конкуренции на мировом рынке нужны новые подходы. Мы должны не просто наращивать объемы поставок продукции, но и создавать фундамент для долговременного закрепления на рынке России. Такие возможности есть, мы должны их использовать.

- А если конкретнее?

- Посольство выступает с рядом инициатив. Речь идет об организации крупных оптовых звеньев продвижения белорусской промышленной продукции. В них предусматривается система финансовой, страховой и информационной поддержки. К примеру, предлагается создать такую структуру на базе российской инвестиционной корпорации "Госинкор". Добавлю, что российской стороной уже подобраны три крупные структуры - операторы, имеющие опыт работы с Беларусью, теперь дело за нашей стороной.

По нашему убеждению, сегодня назрела необходимость создания в Москве и Санкт-Петербурге совместных крупных торгово-промышленных, выставочных и информационных структур с филиалами в регионах России. Это позволит напрямую работать с потребителями белорусской продукции, минуя многочисленных "серых" дилеров.

Далее возьмем проблему доставки товаров до потенциальных потребителей. Того, что я перечислил, сегодня недостаточно. Финансовое положение многих белорусских предприятий не позволяет создавать за рубежом разветвленную торговую сеть. Поэтому мы должны использовать возможности крупных российских структур, и в первую очередь для создания на их базе оптовых звеньев продвижения продукции, центров продаж техники. Сами россияне выступают с такими предложениями.

Нужно принципиально разобраться с торговыми домами концерна "Белресурсы" ввиду их крайне низкой эффективности - всего чуть больше тридцати миллионов долларов товарооборота. На их базе могли бы быть созданы представительства для групп белорусских предприятий. Одна из возможностей укрепления экономических связей - усиление информационного взаимодействия, его развитие на основе современных информационных технологий. Речь идет прежде всего о доступности и оперативности информационного обмена. Сегодня технически возможно создавать электронные "торговые площадки".

- Вы можете назвать сдерживающие факторы?

- Если говорить откровенно, начинает волновать то, что качество многих наших товаров начинает уступать зарубежным по параметру цена - качество. Особенно серьезные нарекания со стороны россиян поступают по промышленным товарам. Прежние безусловные качественные преимущества белорусской техники во многом утрачены в силу активной и гибкой работы конкурентов, в первую очередь "Татры", "Катерпилера", КамАЗа.

Например, концерн "Татра" создал специально для условий севера России самосвал "Ямал", испытания которого проводились у потенциальных потребителей. В результате сегодня многие крупные нефтегазовые компании, например "Сургутнефтегаз", отдают предпочтение продукции чешского концерна. В силу известных причин многие виды продукции нашего машиностроения становятся неконкурентными по цене. Заявляемые сегодня жесткие схемы оплаты со стороны белорусских производителей - предоплата, цена на условиях "склад завода" - не отвечают сложившимся в российских регионах отношениям.

- Владимир Викторович, вы упомянули о создании совместных производств. Можно подробнее?

- Для всех становится очевидным, что стратегическое решение основной задачи посредством лишь торговли невозможно. Нужна усовершенствованная экономическая стратегия нашего государства. И создание совместных производств - одна из ее составляющих. Как известно, продукция наших машиностроителей - это в основном совместный белорусско-российский продукт, российская доля достигает в ней 50 - 70 процентов. Поэтому надо смелее идти на создание совместных торгово-промышленных корпораций, холдингов и других интегрированных структур.

Мы могли бы организовать совместное производство с участием белорусских и российских телевизионных заводов. Резервом увеличения валютных поступлений в республику и экспорта в целом является также развитие экспорта услуг. При соответствующей работе с заказчиками мы могли бы более плотно работать на российский рынок строительных услуг. В России идет разработка новых нефтегазовых месторождений, строятся дороги, жилье. Действует федеральная программа переселения людей с Крайнего Севера, идут снос и модернизация "хрущевок". Этим грех не воспользоваться.

- Беларусь обвиняют в медленных темпах приватизации - это, мол, отбрасывает страну назад.

- Нас сдерживает единственное - опасение несправедливой, еще ее называют бандитской, приватизации. Опыт соседних стран убедил в этом. Такая приватизация ничего общего с рыночными реформами не имеет. От бывшего СССР нашей стране достались в наследство модернизированные и вполне конкурентоспособные предприятия. Они и при государственном управлении работают эффективно, а прибыль распределяется на социальные программы. Поэтому наши пенсионеры, другие социально незащищенные слои населения вовремя получают пенсии и пособия. Полностью поддерживаю Президента в том, что необходимости в "обвальной" приватизации нет, этот процесс должен преследовать цель максимальной выгоды для белорусской экономики.

- В заключение хотел задать вопрос о предстоящем сегодня разговоре на слушаниях в Национальном собрании - законотворческой деятельности. Каковы ваши пожелания депутатам?

- Могу по этому поводу высказать вполне конкретные предложения, причем уже сверенные с российской стороной. По инициативе наших интеграционных органов недавно был проведен опрос российских губернаторов и глав законодательных собраний. Их попросили высказать свое мнение по совершенствованию и дальнейшему расширению торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Из полученных ответов следует, что от законодателей в первую очередь ждут унификации налогового и таможенного законодательств двух стран, введения единых правил игры на рынках друг друга. Нужно договориться о межгосударственной специализации и кооперации, формировании системы межгосударственного лизинга и системы кредитования совместных проектов как из государственных бюджетов стран, так и из союзного бюджета.

Нужна полноценная информационная система внешнеэкономической деятельности товаропроизводителей Беларуси и России. Решение этого вопроса, как и ряда других, потребует согласованной политики парламентов и правительств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter