Правила для «шоколадного» шоколада и «молочного» молока

С 1 июля вступят в силу новые стандарты на масло из коровьего молока

Еще несколько десятилетий назад увидеть покупателей, внимательно  изучающих упаковку продукта, было невозможно. Потому как кроме названия на этикетке ничего важного и ценного не было. Во времена дефицитов о составе и сроках годности никто даже не думал: товар распродавался прямо из мешков, в лучшем случае — завернутый в серую бумагу. Тем не менее производители давно смирились с необходимостью сообщать потребителям информацию о продукте. А большинство покупателей, прежде чем отправить баночку сметаны или палку колбасы в корзину, тщательно изучают мелкий текст на упаковке.

Знаменитая фраза «не все йогурты одинаково полезны» стала актуальной после того, как производителей заставили указывать, что они предлагают населению: йогуртный продукт или все же «живые» йогурты. С появлением стандартов, устанавливающих не только требования к качеству, но и к потребительской маркировке, жизнь потребителей упростилась. Информацию о сроке годности, составе, способе обработки продукта, его массе, энергетической ценности можно прочитать на самом товаре. С другой стороны, возникли некоторые сложности — переизбыток зачастую непонятных цифровых и буквенных комбинаций вызывает определенные проблемы при выборе торговой марки. Специалисты Госстандарта отмечают, что между потребителями и производителями давно идет «полемика».  

Первые — требуют полной достоверности, вторые — зачастую сопротивляются: размещение всей информации на этикетке может вызвать недовольство и раздражение потребителей из-за мелкого шрифта.

Из всего многообразия действующих в республике государственных стандартов «пищевых» — более 1350, из них 978 — межгосударственные, применяемые в странах СНГ. Такие нормы учитывают не только возможности отечественного производителя (планка поднимается, когда предприятия технически готовы к новым требованиям), но и особенности сырьевого рынка и даже менталитет. А с присоединением к межгосударственным нормам всегда проводится анализ: нужны ли они отечественному потребителю и не создадут ли барьеров в товарообороте?

Вместе с тем любой стандарт имеет свою страну-разработчика, своего автора, и, как правило, каждые пять лет наше ведомство должно получать информацию о его состоятельности на следующий срок. В то же время иногда возникают проблемы: переход на новые требования сопряжен с переоснащением производств, применением более совершенных средств измерений и контроля.  А это все стоит недешево. Сталкиваются с денежным вопросом и наши эксперты. Так, уже третий год идет разработка комплекса стандартов на маргариновую продукцию, и головная боль специалистов — новое оборудование для испытаний.

Эксперты констатируют: к сожалению, нормы для отдельных продовольственных групп товаров сегодня отличаются. Например, в России действует новый регламент на молочную продукцию. Предприятия теперь обязаны указывать, что они производят — молоко или молочный напиток. Россияне утверждают: новый закон будет способствовать развитию отечественного сельскохозяйственного производства. Импортное сухое молоко из-за дотаций стран-поставщиков оказывается выгоднее натурального сырья. Но теперь за качество потребители будут голосовать рублем. Однако белорусские специалисты отмечают: принятые нормы не застали отечественных производителей врасплох. Наша продукция «укладывается» в нормы.

А вот белорусский «шоколадный» стандарт позволяет защищать права наших потребителей и рынок от недоброкачественной продукции. Если раньше под красочной упаковкой могла «спрятаться» плитка или другой шоколадный продукт, то теперь эти отличия должны быть указаны на этикетке.

В Госстандарте отмечают всю важность вопросов идентификации товара: продукт должен называться так, чем он является на самом деле. Условно говоря, нектар никак не может быть соком. В числе последних принятых в Беларуси норм с 1 января действуют новые стандарты на плавленые сыры, сливки, сметану. В частности, традиционная сметана не может так называться, если в ее составе присутствуют растительные жиры. А с 1 июля вступят в силу новые требования на масло из коровьего молока, которые гармонизированы с международными, а также российскими нормами.

Мнение эксперта

Ирина НИКОЛАЕВА, начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Беларуси:

— Действующие стандарты на продовольственные товары содержат основную информацию о продукте, которая должна доноситься до потребителя. В свою очередь, покупателям следует также знать, чего они хотят. Если вы приверженец здорового питания, то, например, на баночке йогурта ищите именно это слово. Покупая масло растительное, не забывайте, что кукурузное либо рапсовое масло тоже является растительным. Если вам необходимо подсолнечное, смотрите на упаковку, читайте внимательно состав.

В то же время, если у покупателя возникнут сомнения, в частности, о наличии добавок в продукте, органы госнадзора не могут, как раньше, проверить рецептуру и определить соответствие маркировки и технологии, поскольку на такие проверки пока действует мораторий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter