«Мы имели дело с сильным противником», — сказал маршал Георгий Жуков 27 апреля 1970 года журналисту и писателю Василию Пескову

Правда против гнусной силы

«Мы имели дело с сильным противником», — сказал маршал Жуков 27 апреля 1970 года журналисту и писателю Василию Пескову
«Мы имели дело с сильным противником», — сказал маршал Георгий Жуков 27 апреля 1970 года журналисту и писателю Василию Пескову. Великий полководец знал, о чем говорил. Группами армий, армиями, корпусами и дивизиями немецкой армии командовали в большинстве своем талантливейшие фельдмаршалы – элита нацистской Германии. Два десятка из них участвовали в разработке плана блиц-крига «Барбаросса». 



Американский историк С. Митчем отмечает: «Когда в 1933 году Адольф Гитлер пришел к власти, чин фельдмаршала был высшим в германской армии и считался заветной целью каждого немецкого солдата». И этот чин в течение десяти лет Гитлер присвоил 25 высшим офицерам, 23 из которых получили его в июне 1940 года после капитуляции Франции. Все они были профессиональными солдатами, которые в Первую мировую войну служили кайзеру, а во Вторую — фюреру. Однако отличались по происхождению и по политическим взглядам. 

Отец Паулюса владел книжным магазином, а Вальтер Модель вырос в бедности. Вальтер фон Браухич, Эвальд фон Клейст, Вальтер фон Рейхенау, Федор фон Бок и Герд фон Рундштедт были потомками прусских генералов. Одни, такие как Кейтель, были искренне преданы фюреру и идеалам нацизма, другие, как Лееб, находились в оппозиции к режиму с самого начала… 

Зато Шернер и фон Рейхенау отдавали приказы о казнях, даже не задумываясь. Модель вместе с СС «эвакуировал» советское гражданское население, а Георг фон Кюхлер категорически отказался помогать зондеркомандам СС в Польше и России. Эвальд фон Клейст пошел еще дальше, устроив разнос старшим чинам оккупационной администрации и СС. 

Фото 1941 года. Стальная машина вермахта еще не знала, что ее могилы — на территории СССР

Историки сходятся на том, что Манштейн и Роммель обладали полководческим гением высшего класса. У Бока, Моделя, Рундштедта, Лееба, Вейхса, Кессельринга, Рендулича успехи чередовались с провалами. Неудачниками считают Кейтеля, Клюге, Паулюса…

Вальтер фон Браухич, официально руководивший военными операциями до середины декабря 1941 года, стал последним профессиональным военным на посту главнокомандующего сухопутными войсками во Второй мировой войне. 

Баварец Вильгельм фон Лееб получил мировую известность за книгу «Оборона». Кстати, многие его статьи переводились на русский язык, а иные положения вошли в уставы советских Вооруженных сил. 

Немецкие историки утверждают, что Ленинград неминуемо бы пал, если бы не вмешательство Гитлера. Он приказал Леебу не брать город штурмом, а блокировать и измором заставить капитулировать, а затем сровнять с землей. Кроме рокового просчета, под Ленинградом Леебу противостоял полководец более крупного масштаба – Георгий Жуков, сумевший укрепить оборону блокированного города, то и дело нанося контр-удары по группе армий «Север».

Нюрнбергский процесс

Не слаще, чем Леебу, пришлось и главнокомандующему группой армий «Центр» Боку на Западном фронте. Несмотря на значительные успехи его войск (они прошли более 600 километров), в конце августа под Ельней его встретил Жуков, командовавший Резервным фронтом и вынудивший Бока перейти к обороне, а затем отступить. Это было первое поражение Бока, который 14 ноября лично возглавил «последний бросок» на Москву, но оглушительный контрудар он получил от Жукова 6 декабря 1941 года. 

Первый весомый успех командующий группой армий «Юг» Рундштедт имел под Уманью, где ему удалось окружить части трех советских армий. С трудом, но все-таки загнал в котел войска Буденного под Киевом. К началу ноября 1941 года фельдмаршал захватил почти всю Западную Украину, Донецкий промышленный район, вошел в Крым. Занял Ростов, однако после контрудара оставил его. Это стоило фельдмаршалу поста главнокомандующего группой армий «Юг». С 1 декабря пост занял фельдмаршал Рейхенау. 

Так, все четыре немецких фельдмаршала, имевшие непосредственный опыт ведения войны в современных условиях и блестяще проявившие себя в Польше и Франции, не смогли реализовать план «Барбаросса». Все они были смещены фюрером со своих постов. Впрочем, это ничего не дало. Ни под Ленинградом, ни под Москвой, ни под Сталинградом и Курском. 

В интервью писателю Константину Симонову Маршал Советского Союза Георгий Жуков сказал:

«Надо будет, наконец, посмотреть правде в глаза и, не стесняясь, сказать о том, как оно было на самом деле. Надо оценить по достоинству немецкую армию, с которой нам пришлось столкнуться с первых дней войны. Немецкая армия к началу войны была лучшей армией в мире, лучше подготовлена, выучена, вооружена, психологически более готова к войне, втянута в нее. Она имела опыт войны и притом войны победоносной. Это играет огромную роль». Плюс профессионализм военачальников гитлеровского вермахта. Они были профессиональными военными. Однако их жизненный финал оказался бесславным — им противостояли талантливые советские полководцы и военачальники. Победа была за нами! 

Эммануил ИОФФЕ, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter