Пойманные сетью

Можно сказать, что сегодня в столице рынок Интернет-услуг перенасыщен.
Можно сказать, что сегодня в столице рынок Интернет-услуг перенасыщен. Однако рано говорить о том, что спрос полностью удовлетворен. В Минске выросшие как грибы Интернет-клубы то и дело открываются и продаются, а в Витебске появление второго сетевого центра - событие едва ли не сенсационное. Оказывается, привыкнуть к чудесам прогресса достаточно сложно. Однако можно и нужно. Хотя бы для того, чтобы не корпеть часами в библиотеках в поисках нужной информации. Достаточно заплатить полторы тысячи рублей (средняя цена за час Интернет-услуг в Минске) и проблема, допустим, написания реферата, отпадает.

Любопытно, как при низкой цене на услуги и объеме предложений бизнесмены от Интернета зарабатывают деньги. Ведь компьютеры и связь - удовольствие очень недешевое. Действительно, как "ударники капиталистического труда" справляются с тем, что мода на Интернет проходит, превращаясь в обыденность? И тут я вспомнила одну броскую вывеску и связалась по Интернету с совладельцем достаточно престижного клуба Юрием ШИЛО, чтобы задать ему несколько вопросов.

- Юрий, когда в воздухе повисла идея делать бизнес на потребности людей в Интернете?

- Как только родился спрос. По моим подсчетам, произошло это примерно в 1996 году. Что касается нашего клуба, то мы на рынке всего год.

- Насколько я понимаю, этот вид бизнеса достаточно перспективен. Ведь аудитория пользователей постоянно расширяется. Можно ли сказать, что открыть Интернет-клуб - идея выгодная?

- Я бы сказал, тут есть проблемы. Число пользователей увеличивается, но с каждым днем растет и количество домашних компьютеров и клубов. В настоящий момент рынок Интернет-услуг переполнен. Сейчас часто поступают предложения о продаже клубов.

- Почему владельцы стремятся избавиться от такого, по слухам, супервыгодного дела?

- Есть много объективных причин. Прежде всего это серьезные капиталовложения, которые не скоро окупятся. Хороший клуб при благоприятных условиях начнет сам зарабатывать приблизительно через пять лет. К тому же практически у всех владельцев возникают сложности с различными госструктурами. До сих пор действуют устаревшие санитарные нормы для компьютерных классов - четыре с половиной квадратных метра на человека. Сейчас разрабатывают новые нормы для Интернет-клубов, учитывая новые технические параметры современных компьютеров. К слову, приведу такой пример: в марте этого года на 30 Интернет-клубов пришлось 160 всевозможных проверок. Поэтому владельцы компьютерных клубов решили основать республиканскую общественную организацию "Компьютерный мир", которая при содействии различных государственных структур в свою очередь будет создавать благоприятные условия для развития Интернет-движения и защиты прав его сторонников.

- Для того чтобы открыть Интернет-клуб, необходимо "болеть" компьютерами? Или это просто один из способов зарабатывать деньги? Вот вы, Юрий, почему создали именно такое заведение, а не, скажем, парикмахерскую?

- Мы подошли к этому вопросу из прагматических соображений. Подсчитали, сколько надо вложить, чтобы в итоге получать определенную прибыль, и нас эти расчеты устроили. Несмотря на достаточно сложную ситуацию на рынке, мы не собираемся продавать клуб. Помимо перспектив, существуют еще и обязательства перед кредиторами.

- Наверняка в вашем бизнесе существуют и своя этика, и градация клубов. Как бы вы в этом контексте оценили уровень своих услуг?

- Я могу сказать, что мы - хороший клуб. Я имею в виду качество техники и подачу услуг. Существуют и более престижные клубы, чьи брэнды давно пользуются солидной репутацией. Я бы сказал, что их три. Не знаю, сколько всего в Минске заведений подобного рода, вероятно, много, учитывая небольшие клубы в микрорайонах. Но оценку "хорошо" можно поставить тридцати - сорока заведениям.

- Из всего вышесказанного получается, что Интернет, по крайней мере в столице, очень доступен. А кто он - постоянный посетитель Интернет-кафе и клубов?

- Могу рассказать лишь о своих клиентах. Наша целевая аудитория - это в основном студенты и иностранцы. Сейчас, кстати, для интернетчиков благоприятная пора. Студенты готовятся к экзаменам, пишут рефераты, курсовые и дипломные работы. Так что сейчас у нас аншлаг.

- А вы сами как часто пользуетесь Интернетом или балуетесь "игрушками"?

- Мне необходимо ежедневно получать из сети познавательную информацию. Видимо, такая потребность есть у каждого человека. Просто не все еще осознали, что Интернет - это просто и доступно. Вспомните, несколько лет назад мобильный телефон представлялся некоей экзотикой, доступной избранным. Сегодня это средство связи могут себе позволить практически все, кто нуждается в оперативной коммуникации. Теперь остается понять, что Интернет - также продукт массовый.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter