Министр обороны России Сергей Шойгу совершил визит в Латинскую Америку – в Венесуэлу, Никарагуа и на Кубу.

Поворот на Америку. Латинскую

Министр обороны России Сергей Шойгу совершил визит в Латинскую Америку – в Венесуэлу, Никарагуа и на Кубу. Он обсудил с этими странами вопросы военно-технического сотрудничества






Латиноамериканский рынок оружия хорош для Москвы тем, что не связан с военными рисками: по чисто географическим соображениям эти страны не могут оказаться потенциальными противниками, поэтому продажа сюда боевой техники вполне безопасна. Но в советское время этот регион был ограничен для нас по идеологическим причинам. Советские вооружение и технику получали всего три страны этой части света – Куба, Никарагуа и Перу. За постсоветский период Россия постепенно начала проникать на рынки других латиноамериканских стран.

Например, Колумбия, считающаяся ближайшим союзником США в регионе, приобрела 22 вертолета Ми-17 для армейской авиации и 20 бронетранспортеров БТР-80А для морской пехоты. Эквадор купил 8 Ми-17, 90 переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла» и 20 «Игла-1», причем последние успешно применял в войне против Перу в 1995 году. Мексика приобрела 50 вертолетов Ми-8 и Ми-17 и 1 тяжелый вертолет Ми-26 для ВВС и морской авиации, 26 БТР-70 и несколько ПЗРК «Игла» для морской пехоты. Перу, как было сказано выше, был одним из трех латиноамериканских покупателей еще советского оружия.

В постсоветский период Лима приобрела по 18 истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25 из состава белорусских ВВС, затем докупила 3 МиГ-29СЭ в России. Там же были закуплены 14 вертолетов Ми-17 и 236 ПЗРК «Игла-1» и 70 «Игла», 24 противотанковых ракетных комплекса (ПТРК) «Корнет», началось поступление ударных вертолетов Ми-35П. Бразилия в 90-е годы купила в России 120 ПЗРК «Игла» и 12 ударных вертолетов Ми-35М и предполагает приобрести новейший ЗРПК «Панцирь-С1».

Венесуэла в 2000-е стала одним из главных покупателей российского оружия не только в регионе, но и в мире в целом. С 2011 года она получила из России 92 танка
Т-72Б1, 123 БМП-3, 114 БТР-80А, 72 самоходных орудия (48 2С19 «Мста» и 24 2С23 «Нона-СВК»), 36 реактивных систем залпового огня (24 «Град», 12 «Смерч»), 24 истребителя-бомбардировщика Су-30МКВ, 10 ударных вертолетов Ми-35М2, 46 транспортных вертолетов (43 Ми-17, 3 Ми-26) и значительное количество средств ПВО (по 2 дивизиона ЗРС С-300В, 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1», 11 дивизионов ЗРК С-125М, 12 ЗРК «Тор-М1», 200 ПЗРК «Игла», до 300 зенитных орудий ЗУ-23). Благодаря этому страна за несколько лет стала обладателем самых мощных ВС на континенте, особенно в сфере ПВО.

Именно Венесуэлу Сергей Шойгу посетил первой, он встретился со своим коллегой генералом армии Владимиром Падрино, а также с президентом страны Николасом Мадуро. Никаких документов в Каракасе подписано не было, поскольку Венесуэла переживает серьезные экономические проблемы, к тому же приобретенной в России техники ей пока достаточно. В любом случае ее обслуживание и обучение персонала на долгие годы связало Россию и Венесуэлу.

У Никарагуа очень большие проблемы с приобретением новых вооружений. Впрочем, в предыдущие годы уже был подписан контракт на строительство для этой страны в России двух ракетных катеров. В ходе нынешнего визита российского министра в Манагуа было подписано межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода кораблей ВМФ РФ в никарагуанские порты. Теперь российские корабли смогут посещать два крупнейших порта этой страны – тихоокеанский Коринто и расположенный на восточном побережье Блуфилдс – в уведомительном порядке. Другое соглашение касается увеличения количества военнослужащих ВС Никарагуа, проходящих подготовку в военных вузах России.

У Кубы тоже с закупками новой техники все непросто, поэтому она создает ее из старой техники. Министр обороны этой страны Леопольдо Синтра Фриас и начальник Генштаба Альвар Лопес Вьера показали Сергею Шойгу, посетившему кубинскую танковую дивизию, «гибрид» советских танков Т-34 и Т-55. Встретился российский министр и с кубинским лидером Раулем Кастро.

Как показывают события последних лет, именно в далекой Латинской Америке у России больше всего потенциальных союзников. Поэтому «поворот на Юг» для Москвы ничуть не менее актуален, чем многократно декларированный «поворот на Восток». На Востоке всё очень непросто, некоторые нынешние партнеры в будущем вполне могут перестать быть таковыми. Юг, как правило, оказывается гораздо надежнее.

Александр ВЕЧНЫЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter