Главного тренера сборной Чехии по хоккею Владимира Ружичку обвинили в получении взятки

Поучительный скандал

Неожиданный скандал разразился в чешском хоккее накануне домашнего чемпионата мира. Главного тренера сборной Владимира Ружичку обвинили в получении взятки. Сам он факта получения денег не отрицает, но говорит, что никакая это не взятка, а спонсорский взнос. Тонкую разницу между двумя этими понятиями выясняют сейчас следователи и адвокаты.



Предыстория скандала такова. Во время сезона 2012 — 2013 гг. предприниматель Мирослав Палашчак передал Владимиру Ружичке, который в то время тренировал пражский хоккейный клуб «Славия» и был его совладельцем и генеральным менеджером, 500 тысяч крон (около 20 тыс. долларов США) для того, чтобы его сын Давид, игравший в то время в молодежном составе клуба, попал в основной состав. Наличные передавал двумя партиями, по 250 тыс. крон каждая. Естественно, никаких договоров или расписок. Для «подстраховки» процесс передачи денег предприниматель заснял на видео, с публикации которого и начался скандал. Давид Палашчак в основной состав клуба не попал, более того: его отдали в клуб, выступающий в более низкой лиге. Деньги Ружичка в ноябре прошлого года вернул полностью (то есть факта «обогащения», говоря судебным языком, не было), но скандал набирает обороты. Причем в самое неподходящее для национальной сборной по хоккею время.

Еще один интересный нюанс: обиженный Мирослав Палашчак заявление в полицию не подавал, но после просмотра выложенного в интернет видео проверку инициировал Иржи Егличка, владелец антикоррупционной телефонной линии и вебсайта.

Владимир Ружичка
Владимир Ружичка

Главный вопрос для следователей сейчас: как квалифицировать дело? Вариантов два: взятка и мошенничество. За мошенничество наказание менее строгое. Разница — в интерпретации того, «что это было». Ружичка говорит, что воспринял деньги как спонсорский взнос и добавляет: «Я никогда не принимал никакой финансовой суммы в обмен на обещание каких–то привилегий какому–либо игроку». Спонсорские взносы «просто так» действительно случаются. Проблема в том, что на этот «взнос» нет никаких бумаг, хотя обычно официально получаемые пожертвования проходят через бухгалтерию клуба и оставляют след не только на видеопленке (заснятой к тому же тайно). Так что сейчас многое зависит от руководства клуба «Славия»: подтвердят там или не подтвердят слова своего бывшего тренера и генерального менеджера.

Для страны, болеющей хоккеем, 51–летний Владимир Ружичка — фигура практически легендарная: он не только успешно играл в НХЛ (в Чехии этим почти никого не удивишь), он был капитаном олимпийской сборной Чехии, которая завоевала золото в Нагано в 1998 году. Под его руководством уже как тренера национальная сборная Чехии дважды становилась чемпионом мира — в 2005 и 2010 годах.

Сегодня вся Чехия с замиранием сердца гадает: сможет ли Владимир Ружичка отвлечься от личных проблем и сосредоточиться на работе со сборной? До чемпионата мира осталось совсем чуть–чуть. Поэтому сам Ружичка дело не комментирует, а президент чешской федерации хоккея Томаш Краль говорит: «Я прекрасно понимаю, что был бы клоуном, если бы отправил Ружичку сейчас в отставку в связи с этим делом. Презумпция невиновности — прежде всего. И потом, даже сейчас я не могу сказать, получал ли он эти деньги для помощи игроку или это было пожертвование. Это нормально для спорта в нашей стране, что его спонсируют родители. У нас вообще спорт строится на пожертвованиях».

А что у нас?

Скандал с Владимиром Ружичкой наверняка горячо обсуждается и в наших хоккейных раздевалках. Ведь и для Минска, и для Москвы, Питера, Казани, Омска характерны все те проблемы, о которых сейчас говорят в Праге, — подковерные игры за место в составе, финансовое участие родителей в жизни хоккейных команд и спортивных школ вообще, любимчики и блатные. Помнится, пять лет назад в ту пору президент ЦСКА и председатель Комиссии по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения российского Совета Федерации Вячеслав Фетисов после встречи с родителями детей, занимающихся в детской школе ЦСКА, заявлял буквально следующее: «Нам не безразлично, как будет развиваться наш хоккей. Государство строит для детей новые катки. Создана МХЛ, где молодежь может продолжать карьеру. Но мальчишки продолжают уезжать за океан. Почему это происходит?! Вот инициативные родители подсчитали, что на поборы тренеров, экипировку игроков только в Москве ежегодно уходит 30 миллионов долларов родительских денег. Вдумайтесь в эту цифру. В интернете распространяют информацию, что и в армейской школе у родителей вымогают деньги. Это беспредел! Для родителей это — мучение, для спортивных чиновников — выгодная мутная водичка».

Если внимательно почитать форумы, посвященные детскому хоккею, легко сделать вывод, что система с тех пор совсем не поменялась: взятки есть и за тренировки, и за место в составе, и за дополнительные часы... Однако в отличие от Чехии, где скандал с Ружичкой обсуждает чуть ли не вся страна, на пространстве бывшего СССР о темных сторонах детского хоккея предпочитают молчать. Вот и на просьбу журналистов «СБ» прокомментировать новости из Чехии ответили отказом и представители ДЮСШ, и агенты, и даже родители. Однако свидетельствует ли молчанка о том, что у нас все хорошо? Вряд ли. Скорее, молчание — знак согласия.

Советская Белоруссия № 73 (24703). Пятница, 17 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter