Что изменилось в системе регулирования цен с 1 января 2024 года

Потребитель по-прежнему в приоритете

С 2024-го действовавшая чуть более года система регулирования цен претерпела своеобразную модернизацию. Так, 29 декабря Совмин принял соответствующее постановление № 713 (4), учтя в нем поручения Президента, прозвучавшие 21 декабря на совещании по вопросам совершенствования системы регулирования ценообразования и контроля за ценами: «Цель одна, о чем я предупреждал Правительство, — никакие производители, бизнесмены, торговля и прочие, кто занимается услугами, не должны бегать в МАРТ, в министерства или в Правительство. Они не должны туда бегать согласовывать цены. С 1 января должна быть четкая, понятная система». Как она будет обеспечиваться и о каких основных новациях идет речь в документе, разбиралась корреспондент «Р». 

Пределы для цен очерчены 

Пожалуй, ключевой момент следующий: введен предельный шаг роста цены в размере 0,3 процента ежемесячно. То есть производителю можно будет «подкрутить» отпускную цену не более чем на 0,3 процента. В таком случае никуда ходить за согласованием не нужно. При этом можно не использовать разрешенные пределы несколько месяцев, а «накапливать» их, чтобы при необходимости одномоментно повысить сразу на большую величину, скажем, в конце года. Впрочем, по итогу года «накопления» можно и не применять, если удалось, например, за счет внутренних резервов или благоприятной ситуации с сырьем обойтись без повышения цен. Кроме того, под давлением конъюнктуры рынка товар может и подешеветь, обращают внимание в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. 

— Не будем забывать, что на недавнем совещании по вопросам ценообразования Президент отметил, что эффективность работы руководителей отраслей мы будем оценивать по наименьшему вкладу в инфляцию,
— подчеркнул глава МАРТ Алексей Богданов.

Он акцентировал, что если по какой-то причине производителю не будет хватать максимального предела повышения цены в размере 0,3 процента в месяц, то он может с хорошим экономическим обоснованием прийти в соответствующие госорганы и «защитить» больший шаг повышения стоимости: 

— Это будут исключительные случаи, связанные с внештатными ситуациями. К примеру, резко изменился курс, что повлияло на цену импортируемого сырьевого компонента в товаре.

При этом во внимание по-прежнему будут брать то, какую работу проводит производитель для снижения собственных издержек и затрат. 

— Кроме того, усиливается роль МАРТ: мы теперь будем иметь возможность отменять принятые решения о повышении цены, которые происходят в исключительных случаях, если посчитаем, что это было нецелесообразно или обоснование было недостаточным, — отметил руководитель ведомства. 

При этом отдельно установлено ценовое регулирование на сезонные товары. К ним относятся капуста, лук, а также картофель, свекла и морковь, за исключением мытых, яблоки, огурцы и томаты. 

— Здесь можно повышать цену на размер не более 3,5 процента к соответствующему месяцу прошлого года. Вот таким образом мы исключим хаотичный рост цен именно в межсезонный период на эти товары, — пояснил Алексей Богданов. 

К продвижению — единообразно

Введен максимальный предел надбавок для импортеров на те товары, которые в достаточном объеме производятся в стране, сообщил Алексей Богданов:

— Мы посчитали, что их доля должна быть более 75 процентов в нашем розничном товарообороте. Таких 49 товарных групп. На них вводится максимальный предел импортной надбавки не более 15 процентов. Это позволит отечественным производителям продвигаться на внутреннем рынке с большими возможностями и исключить злоупотребления импортеров в виде сложения двух надбавок — импортера и оптово-розничного звена. 

Установлен и предельный размер оптовой скидки производителя на уровне не более 15 процентов.

Еще ряд пунктов касается платы за услуги по рекламе от производителей торговле и стимулирующих выплат. Так, совокупный размер последних со стороны поставщика не может превышать 5 процентов от общей стоимости всех продтоваров отечественного производства в период, когда предоставляются эти выплаты, и 10 процентов от общей стоимости всех непродовольственных потребительских товаров. Согласно постановлению торговым организациям предоставляется возможность напрямую, без участия посредников, оказывать рекламные услуги поставщикам товаров. Но чтобы не было злоупотреблений, выплат бонусов под видом рекламных услуг, вводится ограничение платы за оказание услуг по размещению рекламы поставленных товаров внутри торгового объекта, кроме торгового оборудования, на здании магазина или плакате на нем, на сайте продавца, а также платы за проведение в торговых объектах дегустаций. Предел определен 1 процентом от суммы рекламируемого товара, поставленного в месяце, когда шло продвижение или проходила дегустация. Примечательно, что размер платы за рекламу будет одинаков при размещении внутри всех торговых объектов сетевика, расположенных в одном населенном пункте. Такой же подход в случае, если речь идет о наружной рекламе на зданиях одной сети в одном городе, о рекламе в интернете.

В списке — прибавление

Помимо этого, перечень товаров, подлежащих госрегулированию, дополнился еще 17 товарами. В их числе, например, равиоли, вареники, мясные подушечки. Указано, что пристальное внимание — к ценообразованию на сливки, кефир, ряженку, био- и обычные сметану, творог и йогурт из коровьего молока. А также на блузки, холодильники-морозильники, роботы-пылесосы, электрические духовые шкафы, ряд запчастей к авто, краску для волос, акварельные краски и гуаши, их наборы и другому. 

Все эти новшества введены с 1 января нового года. Но для торговли, импортеров, производителей есть переходные периоды: на товары импорта — пять рабочих дней, на товары, которые вновь попали под регулирование, — десять. Свои нюансы есть и в части переоценки остатков товаров. С ними можно ознакомиться в постановлении. 

— Никакого ажиотажа у участников рынка в связи с принятыми изменениями не наблюдается. Все работают в плановом режиме. Как производители, так и торговое звено знали об этих изменениях и заранее к ним готовились, — подчеркнул Алексей Богданов. 

Он предупредил, что МАРТ продолжит мониторинг за соблюдением ценообразования в 2024-м. 

«Система доказала свою эффективность»

Алексей Богданов прокомментировал, как отработала система госрегулирования цен в 2023-м и чего ждут от обновленного механизма в нынешнем году: 
— Мы видим, что она доказала свою эффективность. Ожидается, что по итогам прошлого года инфляция не превысит 6 процентов.
Напомним, что параметр, который был установлен Президентом, был не более 7—8 процентов. Задание на этот год по инфляции — не более 6 процентов. Мы ожидаем, что система, которая уже доказала свою эффективность в прошлом году, также хорошо отработает в 2024-м. Мы уже разработали все планы месячного контроля повышения стоимости, считаем отдельно базовую инфляцию, тарифы, смотрим отдельно товары, которые подпадают под постановление № 713, отдельно считаем сезонные товары, плодоовощную группу, поскольку именно они дают всплеск инфляции в межсезонье… По нашим расчетам, а мы просчитали в этом году те показатели, которые заложены в Указе № 307 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год», инфляция будет даже ниже. 

Министр отдельно заверил потребителей, что для них из-за корректировки системы ценового регулирования практически ничего не изменится. В денежном выражении разрешенный шаг изменений в конечной цене товара будет «весить» незначительно. Главное — на полках по-прежнему будет представлен широкий ассортимент товаров по справедливым ценам. 

В ТЕМУ

Ученый-экономист Михаил КОВАЛЕВ:

— Прошлый год показал, что с точки зрения потребителя введение достаточно жестких ограничений по торговым наценкам оправдало себя. У нас была рекордно низкая инфляция. Выяснилось, что такое регулирование намного эффективнее различных таргетирований инфляции и дорогих денег. 


В странах мира по-разному пытаются регулировать цены. Конечно, на первое место выходит создание жестких условий конкуренции. Например, регуляторы пытаются не допустить монопольных сетей, а добиваются, чтобы была конкуренция за покупателей. Во-вторых, в большинстве стран мира пробуют по-справедливому разделить конечную цену товара между торговой сетью и производителем. 

Думаю, что проведенная в канун Нового года либерализация цен в нашей стране не должна этим завершиться, а должна пройти по всей вертикали распределения конечной цены на продукцию. Важна справедливость не только для потребителей, но и для всех участников торгово-производственной цепи. 

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter