Потоп в большом городе

Этим летом с интервалом в несколько суток на минчан обрушились сильнейшие ливни...
Этим летом с интервалом в несколько суток на минчан обрушились сильнейшие ливни. Громыхало так, что закладывало уши, дождь стоял стеной. Потом улицы превратились в реки, и пришел черед избитых шуток о том, что Минск впору переименовывать в Венецию. После обильных осадков в городской черте будто и вправду появилось несколько водных каналов — дождевая канализация не справлялась, некоторые улицы в самых разных районах города оказались затоплены. Явление для столицы отнюдь не новое, а многие горожане, увидев в окошке дождь, уже привычно планируют свой маршрут в обход Немиги — главной жертвы ливней. Удастся ли избежать затоплений теперь, после ввода в строй долгожданного коллектора? И можно ли застраховаться от подтоплений в мегаполисе в принципе?

Что уходит в трубу

Обеспечить эффективный отвод дождевых вод из закованного по большей части наглухо в броню из асфальта и тротуарной плитки такого крупного города, как Минск, — задача нетривиальная. Ливневая канализация — чрезвычайно сложное инженерное сооружение, раскинувшее свои сети под столицей на сотни, тысячи километров, сравнимое по своему хитроумному устройству с метро. И так же, как «подземку», его весьма нелегко обслуживать и поддерживать в надлежащем состоянии — чтобы затоплений после ливней было как можно меньше. Кому об этом лучше знать, как не заместителю генерального директора по текущему содержанию и ремонту ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Анатолию Жамоздику, в чьем ведении и находятся дождевые канализации. Ему и вопрос: почему же столичные улицы то и дело норовят превратиться в венецианские каналы? Анатолий Фадеевич со знанием дела объясняет:

— Количество твердых покрытий, будь то асфальт или тротуарная плитка, в Минске год от года увеличивается. Разумеется, вода в них, как в землю, не впитывается, а может лишь стекать в ливневую канализацию, нагрузка на которую постоянно растет. В то же время вопрос напрямую связан с самим количеством осадков. Если из–за сильной грозы и ливня за час–полтора по всему городу выпадет, например, 30 — 40 мм осадков, то подтопления отдельных улиц неизбежны.

Желающий поспорить может ухватиться за известную школьную задачку про заполняющийся бассейн: мол, если скорость потока изменить нельзя, почему бы не увеличить размер самих ливневых труб? Ведь дождевую воду они и так отводят, причем самые разные: от небольших в несколько десятков сантиметров в диаметре до так называемых магистральных трубопроводов, диаметр которых порой почти три метра. Конечно, если бы такие гиганты пролегали под каждой решеткой ливнестока, шансов «подмочить репутацию» Минска не было бы даже у самого лютого ливня, но городская дождевая канализация тогда стала бы «золотой».

Идти на это нет смысла и из соображений простейшей логики. Строить особую ливневую канализацию с расчетом на несколько сильных, но кратковременных ливней в году — все равно что здоровому человеку каждый день носить с собой всю домашнюю аптечку. Проблема не стоит перестраховки. Причем такой рациональный подход распространен во всем мире. Как правило, в крупных городах ливневка изначально проектируется с расчетом всего на несколько подтоплений в год, и это позволяет серьезно сэкономить. Скажем, в Москве строительные нормы и правила предусматривают образование луж и значительное скопление воды на поверхности, в том числе на дорогах, при выпадении большого количества осадков за короткий срок. Анатолий Жамоздик вспоминает подтопление Немиги пятилетней давности, когда для передвижения по улице спасателям пришлось использовать лодки:

— Тогда за полтора–два часа выпало 56 мм осадков. А это, считайте, 56 литров воды на квадратный метр — больше пяти десятилитровых ведер! Только представьте, какой огромный поток одновременно устремился в ливневую канализацию! Однако дело не только в объемах водоотвода. Например, вызвавший 26 мая этого года подтопление Немиги ливень прошел с градом и сильным ветром. Он срывал листья и ветки с деревьев, поднимал оставшийся где–то мусор — и все это вместе с водой также попадало в ливнесток, который, естественно, частично или полностью забивался.

«Посейдон» спешит на помощь

Конечно, даже в самую ненастную погоду работники обслуживающей организации не сидят сложа руки в ожидании, пока дождь утихнет. И 26 мая, и в другие пиковые дни в заранее определенных опасных точках работали техника и люди: тракторы щетками очищали ливневые решетки, рабочие доставали из них мусор. Делали все, чтобы ливневая канализация работала максимально эффективно. Для этого, кстати, спецтехника и работники выезжают к месту уже за несколько часов до предполагаемого начала дождя, чтобы все заранее проверить. Плюс инспекции на постоянной основе. Главный инженер ГП «Горремливнесток» Алексей Фильченков рассказывает о каждодневной работе:

— Для контроля состояния дождевой канализации у нас есть современные средства. Например, специальная камера, с помощью которой трубы можно исследовать дистанционно. Причем благодаря высокому качеству съемки удается обнаружить даже незначительные дефекты. Активно используем передовую импортную машину для очистки коллекторов — она все делает автоматически. Хотя обойтись совсем без ручного труда невозможно — даже эта машина просто не в состоянии вымыть из коллектора скопившийся там гравий, строительный мусор.

Плюс у «Горрем-автодора» налажен тесный контакт с метеорологами. Как и со спасателями — это предусмотрено утвержденным председателем Мингорисполкома планом с символичным названием «Посейдон», который на нескольких десятках страниц детально описывает алгоритм действий на время угрозы подтопления улиц. В первую очередь ранний выезд сотрудников обслуживающих организаций к местам возможных подтоплений — особо «горячих» точек в приложении к плану 19. Помимо Немиги, там и участки на Партизанском проспекте, проспекте Дзержинского... Всего же мест, весьма чувствительных к проливным дождям, в Минске определено более 90.

Покинет ли этот «черный список» Немига? Ведь долгожданный запуск одноименного коллектора пришелся на 30 мая. Он–то в понимании минчан и должен был раз и навсегда снять проблему многострадальной улицы. Мнение экспертов: действительно, вопрос Немиги будет стоять не так остро, однако вероятность подтопления не исключается, а только уменьшается — примерно на 20 процентов. Если улицу и затопит, то не так серьезно.


Цифры «СБ»

Всего в Минске более 1.700 км сетей дождевой канализации, 306 км из которых — магистральные. Перехватывающий коллектор «Немига» раскинулся в длину на 3 км 976 м, самая его глубокая точка находится на уровне 20 м, диаметр труб — от 2 до 2,5 м. Сейчас идет активная реконструкция двух «собратьев» «Немиги» — коллекторов «Дражня» и «Запад».

Прямая речь

Главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра Людмила Паращук:

— Очень часто летом мы наблюдаем кратковременные, но сильные дожди, когда за непродолжительное время выпадает значительная часть нормы месячных осадков. Однако ничего удивительного, выходящего за рамки многолетних синоптических наблюдений в таком явлении нет, это характерно для лета. В эту пору года образуются мощные грозовые тучи, которые существуют всего около 30 минут, — поэтому за столь непродолжительное время и выпадает так много осадков. А вот предсказать, рассчитать появление такой тучи в определенном месте крайне сложно. Вообще, краткосрочные прогнозы по выпадению осадков в Минске удается сделать примерно за 6 часов до выпадения дождей, их точность составляет примерно 80%. В лучшем случае это будет прогноз с указанием района города, хотя и это достаточно трудно — для метеорологического локатора, с помощью которого и составляются такие прогнозы, площадь Минска невелика.

Штрихи к проблеме

Сдвиги к лучшему уже заметны, считает Анатолий Жамоздик. Ведь буквально через день после пуска коллектора, 1 июня, в столице прошел сильный дождь — выпала четверть месячной нормы осадков, но подтопление на Немиге было слабее обычного. Интересно, что помощь улице скорее косвенная — напрямую воду с прилегающих к Немиге участков коллектор не отводит. Этим занимается коллектор с таким же названием, построенный еще в 1960 — 1970–е, и тоже, кстати, с учетом переполнения 1 — 2 раза в год. Анатолий Фадеевич подробно объясняет, как работает новый объект:

— Новый перехватывающий коллектор «Немига» осуществляет водозабор с улиц Щорса, Клары Цеткин, с проспекта Дзержинского, начиная с района станции метро «Грушевка». Раньше дождевые воды с этого участка шли в старый коллектор «Немига», а затем — в коллектор «Центр» с выходом в реку Свислочь в районе улицы Белорусской. А теперь вода идет в перехватывающий коллектор с выходом в реку в районе улицы Полевой — тем самым удалось разгрузить прежний коллектор «Немига» и повысить его эффективность.

Антон КОСТЮКЕВИЧ.
akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия №149 (24530). Пятница, 8 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter