Потоки, которые определяют сознание

1.
1. Технология

У известной всей стране таможни "Западный Буг" 6 пограничных постов таможенного оформления. ПТО "Козловичи", что расположен сразу за Брестом, - самый мощный по грузопотоку. По сути дела, это главные ворота, через которые идут перемещаемые по автострадам товары по линии Восток - Запад. До недавнего времени бывало так, что очереди из автомобилей на трассе, ведущей к "Козловичам", вытягивались вокруг Бреста на десятки километров. Рэкет, грабеж, проституция, подпольная торговля - целый букет негатива преподносило это стояние автомобилей, которое затягивалось на несколько суток. Два года назад очередь исчезла раз и навсегда. Хотя поток грузовых автомобилей, идущих самым удобным путем через Беларусь в страны Западной Европы и обратно, растет. Это отражено в рабочей статистике поста "Козловичи". Ежемесячно через него проходит по 10 - 15 тысяч автомобилей в одну и другую сторону. Вот только сейчас они не задерживаются на стесненной территории самого поста. Таможенное оформление грузов, сборы по страховым, дорожным и иным обязательствам грузоперевозчиков производятся на так называемых складах временного хранения (СВХ), расположенных в приграничном районе. Под Брестом таких СВХ два. Один принимает автомобили, выезжающие из республики, другой - прибывающие из стран Западной Европы. Надо сказать, что то понятие "склады", каковое закрепилось в нашем сознании, не отражает настоящего облика СВХ. Как правило, это большой компьютеризированный комплекс по таможенной обработке грузопотоков, информационному и бытовому обслуживанию водителей, где круглосуточно работает множество приграничных служб. Пройдя здесь через все необходимые формальности, автофургоны формируются в колонны и под милицейским конвоем отправляются на саму границу, где им остается пройти только пограничный контроль. Поэтому непосредственно у погранперехода, где раньше были сосредоточены все приграничные службы, сегодня столпотворения автомобилей нет.

Но зачем автоколонны, курсирующие между обоими СВХ и границей, сопровождает милицейский патруль? Это стало понятно только после знакомства с работой расположенного на территории транспортного предприятия "Брестгрузосервис" таможенного пункта, обслуживающего автомобили, въезжающие в республику. Оказывается, сопровождение организовано не для охраны грузов от посягательств со стороны, а для того, чтобы по пути от пункта таможенного оформления до границы или наоборот с дороги не свернули сами водители.

Дело в том, что интересы хозяев груза и таможни всегда крайне противоположны. Хозяин стремится доставить на территорию СНГ товара побольше и подороже, при этом на границе пытается представить дело таким образом, чтобы максимально уклониться от уплаты таможенных пошлин. Для подлога существует множество приемов, в том числе и махинации с документами во время движения. Бывает так, что водитель показывает на границе документы на дешевый ширпотреб, а на самом деле везет дорогостоящие компьютеры. Задача таможенника - установить и зафиксировать истинное положение вещей.

2. Ответственность

Классический пример такого противостояния просматривается при вывозе сельхозпродуктов из Польши. Выезжающему из страны с товаром поляки возвращают на границе сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при покупке товара на внутреннем рынке. Таким образом стимулируется экспорт. Чем больше заплатишь, приобретая товар в Польше, тем солиднее будет сумма, которая вернется к тебе в карман при пересечении польской границы. Но по дороге от польской таможни до белорусской перевозчик меняет сопроводительные документы на груз, и к нашему пункту таможенного оформления он приходит "дешевым". Заимев денежную компенсацию на польской границе и частично уклонившись от пошлины на нашей, хозяин товара получает, таким образом, двойную выгоду.

Брестские таможенники эту уловку раскусили. Чтобы наказать обманщика, им достаточно сделать запрос польским коллегам и установить истинную цену груза. Именно так недавно инспектор ПТО "Козловичи" Николай Савич обнаружил подлог при ввозе в республику 19 тонн польской свинины. После судебного разбирательства она была конфискована в доход государства.

А всего только в этом году таможенники ПТО "Козловичи" задержали подобных "нечестных" товаров на сумму около 400 миллиардов рублей. Естественно, что большая часть этих денег по решению судов пополнила казну державы. Этот конфискат - своего рода прямая компенсация государственных затрат на содержание белорусской таможни, которая, работая в режиме единого таможенного пространства с Россией, по сути дела, стоит на страже интересов соседнего государства. Грузы, идущие транзитом (а они составляют большую часть товаропотока), не только проходят таможенное оформление. Белорусы заносят их в компьютерную базу данных, посылают по электронным сетям информацию российским коллегам, отслеживают, чтобы транзитный клиент доставил груз указанной в документах фирме-получателю.

Разнопрофильный профессионализм здешних таможенников позволяет им быстро разгадывать постоянно обновляющиеся уловки современного контрабандиста. Причем здесь есть "спецы", которые могут вычислить его и сидя за компьютером, и просто поговорив с водителем на пункте досмотра. Вскрытие опломбированной транзитной фуры - крайняя мера в действиях таможенного инспектора. Согласно международным нормам пойти на это он может только при явно незаконных обстоятельствах. Но может и закрыть глаза на эти самые обстоятельства. Что регламентируется уже сугубо личностными нормами относительно таких понятий, как совесть, честь, порядочность.

3. Соблазн

В конце минувшего года, выступая на отчетной конференции сотрудников таможни "Западный Буг", ее начальник Вячеслав Осинцев, закончив раздел доклада, посвященный осужденным инспекторам-правонарушителям, оторвался от написанного текста и лично от себя добавил: "Мало дали". Это было произнесено в адрес таможенников, запятнавших честь мундира и попавших под суд. Досаду таможенного генерала понять можно. Корыстные служебные проступки его подчиненных черным пятном легли на всю армию таможенников, отношение к которым в обществе, даже несмотря на финансовые заслуги перед казной, ровным назвать нельзя. Не будем кривить душой. Общеизвестно, а в приграничном Бресте и наглядно видно, что "мытники" в материальном отношении чувствуют себя гораздо лучше, чем основная масса соотечественников.

Отсюда и болезненно-ревностное отношение ко всякой внутренней информации, касающейся поддавшихся соблазну. Такие сведения если и становятся достоянием общественности, то в очень сжатой обезличенной форме. В прошлом году местной прессе лишь однажды удалось заглянуть дальше факта поимки таможенного инспектора с долларовой взяткой на рабочем месте. Журналистам рассказали, с какими излишествами - наподобие верещагинских - обустроил брестский "мытник" свой роскошный коттедж, как ездил всякий раз на работу за 50 километров на личной иномарке.

Но сегодня, похоже, отношение руководства к гласности меняется в более демократичную сторону. Такое впечатление, по крайней мере, создалось после общения с заместителем начальника ПТО "Козловичи" Сергеем Малевым. Да, он признал: сегодня на границе у таможенника соблазнов много. Нелегко устоять, когда ты один решаешь судьбу товара на сотни тысяч долларов. Да и соблазнителей хватает. По неофициальным данным, в Бресте работает до трех десятков "толкачей" - людей, которые, используя старые служебные связи, приятельские отношения, ищут подходы к таможне. Сергей Малев показывает мне листовку-памятку для водителя, размноженную на ксероксе. Это своеобразная инструкция для перевозчика, подсказывающая, как воспользоваться услугами организаторов "благоприятного" переезда через границу в Бресте.

Но и таможенная система вырабатывает собственный иммунитет против контрабандных инфекций. Для этого здесь есть свои структуры, по функциям близкие к службам безопасности, контрразведке. Они-то и занимаются выявлением "чужих среди своих".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter