Пасхальный календарь и традиции православных белорусов

Потанцуем «дробну полечку»

Календарь и традиции
13 апреля — начало православной Светлой седмицы.

19 апреля — Антипасха.

Праздничное пасхальное время — не просто свободные от трудов дни и присутствие в быту обязательных обрядовых элементов (крашеные яйца, пасхальные куличи на столе). Это еще и нечто из сферы духовной. Встречали «Вялiкдзень» всей семьей, дома, но уже со следующего дня наступал период увеселений и на место сдержанности и аскетизма, характерных для поста, приходили радость, веселье, смех. Весь деревенский люд делился на несколько категорий: «старыя людзi» (но ни в коем случае не «старики», так у нас не говорили), «сталы» народ, молодежь и дети, и каждый развлекался в соответствии со своим возрастом. Старшие увлекались «частаваннем» и «размовамi» — о делах хозяйственных, о погоде, конечно, и вообще на вечную тему «пра час i пра сябе». Вечерком народ был не против заглянуть в корчму, служившую и клубом, и залом заседаний, и всем, чем только возможно. Здесь обменивались новостями: кто родился, кто женился, к кому пора засылать сватов, у кого «гаспадарка» увеличилась на бычка, а у кого на телочку, с удовольствием могли пофилософствовать и о более высоких материях. 



Под вечер часто собирались на гулянье где–нибудь в просторной хате. Приходили практически все — чтобы, если и не потанцевать самому «дробну полечку», то посмотреть, как веселится молодежь и порадоваться за нее. Парням и девушкам такой весенний праздник давал возможность пообщаться «на вольным паветры», без всевидящего «вока старэйшых». К Пасхе обязательно налаживали качели — забаву неженатой молодежи. В деревнях, где обычно царили свои неукоснительные правила этикета, праздничное веселье позволяло молодым несколько ослабить строгость уклада. Раскачивались на качелях по очереди парни и девушки — не вместе! — и парень, взлетая вверх, выкрикивал имя любимой или понравившейся девушки к ее неописуемой радости и восторгу.

Исключительно «вялiкодная» забава — «гульня ў яйкi», имевшая две разновидности: «бiткi» и «качанне». Прежде чем начать биться, вареные крашеные яйца тщательно осматривали и, постукивая ими о зубы, выбирали те, у которых скорлупа крепче. Играли практически все — и «сталыя», и молодежь. Тот, у кого «яйка» побеждает, забирал свой выигрыш, иногда доходящий до половины копы (это значит 30 штук), и возвращался домой, сияя от радости: такая удача в первые дни праздника может привести за собой удачу на целый год, аж до следующей Пасхи. Другая разновидность забавы — «качанне яйка» по заранее налаженной дорожке. Здесь выигрывает тот, у кого «яйка» прокатится дальше да еще и выбьет другое яйцо (похоже на бильярд). Праздничную атмосферу в городах в первый день Пасхи создавал не стихающий звон колоколов.

На Светлой неделе, ее еще называли Великой, ходили друг к другу в гости, причем со своим «пачастункам». Крестные матери обязательно одаривали крестников «чырвоным яйкам». Так же делали влюбленные, и такой «дарунак» воспринимается уже как знак согласия в дальнейшем на замужество. По народным поверьям, в эти дни ни в коем случае не одалживают огня, иначе грозят большие беды не только отдельно взятой семье, но целому роду. Хотя вся неделя считается праздничной, как правило, не работали только первые три дня, ведь впереди горячая пора и земля, готовая принять зерно, ждать не будет. 

Советская Белоруссия № 68 (24698). Пятница, 10 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter