Как к инициативе платить налог на зарубежные покупки отнеслись простые потребители?

Посылка с двойным дном

Как к инициативе платить налог на зарубежные покупки отнеслись простые потребители, представители бизнеса и чиновники
Последние несколько дней любители зарубежного онлайн-шопинга сидели как на иголках: новость о том, что ЕЭК рассматривает варианты введения налога на посылки, заставила изрядно понервничать. Правда, прийти к единому знаменателю в ЕАЭС пока так и не смогли, отложив обсуждение до начала декабря. Сторонники покупок в виртуальном пространстве вздохнули с облегчением и продолжили активно закупаться к Новому году. Тем временем корреспонденты «Р» выясняли, как к инициативе платить налог на зарубежные покупки отнеслись простые потребители, представители бизнеса и чиновники. И действительно ли объем получаемых мелких почтовых отправлений угрожает нашей промышленности?


Разговоры о введении налога на покупки в зарубежных интернет-магазинах ведутся не первый месяц. Впервые идея была озвучена в прошлом году, а нынешним летом о ней вновь вспомнили. Чиновники, выступающие за введение подобной меры, апеллируют к непоступлению НДС и пошлин в бюджет. Кроме того, многие из них убеждены: покупая какую-то вещь за границей, граждане «подрывают» нашу промышленность и интернет-торговлю. 

Превращаюсь на несколько минут из журналиста в простую маму и обычного потребителя и пытаюсь подсчитать, сколько денег ушло у меня за последний месяц на онлайн-шопинг. 

Накануне зимы искала дочке теплый свитер: в одном из торговых центров джемпер английской марки с красивым рождественским принтом стоит около 600 тысяч рублей. Открываю сайт производителя: та же модель обойдется в 450 тысяч в пересчете на рубли (примерно 25 долларов). Плюс бесплатная доставка из Англии. Вспоминаю еще покупки. В Китае был заказан большой красивый зонт за 17 долларов. В Минске точно такой же видела за 700 тысяч. Три чехла для мобильного телефона по цене от 0,2 до 3 долларов. У нас такие стоят минимум от 150 тысяч. Электрощетка для лица обошлась ровно в 14 долларов, в то время как белорусский интернет-магазин предлагает такой же набор за 670 тысяч. Подбиваю калькуляцию: за месяц в зарубежных интернет-магазинах я оставила чуть больше 60 долларов. Купи я все эти вещи у нас, пришлось бы раскошелиться на 135 условных единиц. 

Многодетная мама Ирина Осипова из Ивацевичей тратит на покупки за границей в среднем 200 евро в месяц — тот самый разрешенный лимит. Говорит, что из Китая и США заказывает немало: от посуды и памперсов до одежды и обуви себе, мужу и троим детям. 

— Честно говоря, не представляю, что придется отказаться от интернет-покупок — вздыхает Ирина. — Для нашей семьи это не прихоть и не развлечение, это реальная экономия. Мы как-то подсчитали с мужем, что если бы покупали все, что приходит нам в посылках, на рынке или в торговых центрах, тратили бы в три раза больше. Пока в семье работает один муж, мы не можем позволить себе такой роскоши.

Кто еще, помимо таких экономных, как я и Ирина, серьезно почувствует на своем кармане последствия от предполагаемого налога? Ремесленники и индивидуальные предприниматели, которые для своей работы покупают материалы, не производимые в стране. Известная мастерица по скрапбукингу Елена Статкевич сотрудничает с крупными американскими производителями бумаги и аксессуаров для творчества и получает материалы от компаний бесплатно в обмен на проведение мастер-классов и публикацию готовых работ в своем авторском блоге. 

— Мне кажется, главное ограничение от дополнительного импорта у нас уже есть — это лимит в 200 евро. Кроме того, — рассуждает Елена, — у нас небольшая страна. Я понимаю, если бы такие меры вводили США или Россия, где внутреннее производство по охвату и мощностям гораздо больше наших… Если говорить о том же скрапбукинге, то найти что-то стоящее у нас практически невозможно: цены на материалы слишком завышены, а качество оставляет желать лучшего. Многие мастерицы, которые официально зарегистрированы ремесленниками, вынуждены покупать все необходимое за границей. В каких условиях они сейчас окажутся, непонятно. На изделиях ручной работы много не заработаешь, а если будет введен налог, этот вид деятельности вообще будет невыгоден. Кроме того, совершенно непонятно, по каким причинам ограничивается работа крупнейших перевозчиков, таких как Fedex и DHL. Они как раз снимали нагрузку с Белпочты, которая постоянно жаловалась на то, что не справляется с объемом МПО. В итоге простые люди долго ждут свои посылки, а потом еще тратят немало времени, чтобы получить их в аэпропорту…

Подводя итог, предлагаю сравнить две цифры: 450 миллионов и 9,3 миллиарда долларов. Первая — это сумма, которую белорусы потратили в прошлом году на виртуальный шопинг. Вторая — объем потребительского импорта. Получается, доля интернет-покупок на белорусских и зарубежных площадках составляет менее 5% от всей суммы, которую мы тратим на привозные товары в наших торговых сетях. Неудивительно, почему члены ЕЭК так и не смогли прийти на прошедшем заседании к единому знаменателю. Слишком много интересов, которые пересекаются и идут вразрез друг с другом. Стороны и сами это понимают. А потому взяли тайм-аут до начала декабря. Белорусы же воспользовались паузой и отправились за виртуальными покупками. Впрок.

ВАШЕ МНЕНИЕ

Стоит ли бояться налога на покупки из-за границы? Ведь подобная практика действует во многих странах мира и направлена на защиту внутреннего рынка и поддержку собственных производителей. Мы попросили экспертов высказаться о плюсах и минусах такого налогообложения. 

Владимир КАРЯГИН, председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»:

— Безусловно, для начала нужно провести определенные мониторинги потребления: это связано с противодействием коррупции и теневой экономике. Изучить, что, в каких объемах и для каких целей покупают наши граждане. Я всегда был и буду сторонником легального предпринимательства. Если кто-то рассчитывает купить дешевый ширпотреб в обход закона и продать его здесь втридорога, подобное жульничество закончится печально.

Что же касается вероятности введения налога на посылки, здесь стоит найти компромисс всех интересов. Конечно, сам производитель товара и услуги заплатит определенные налоги, вложив их в цену. Допустимо ли облагать вторично, когда потребитель будет переплачивать? Думаю, нет. Да, возможно, должен быть какой-то лимит по цене для посылок из третьих стран, но это не должно касаться мелких сумм. Законодательство ЕАЭС сегодня требует унифицировать подходы. И то, что стороны не смогли пока договориться, говорит о том, что слишком много здесь разных интересов. Россия не поддержала инициативу введения таких налогов. Возможно, нам стоило бы прислушаться.

Николай РОГОЖНИК, заместитель председателя концерна «Беллегром»:

— Я думаю, этот вопрос стоит рассматривать еще и в плоскости качества продукции. Зачастую потребитель получает товар, который не соответствует нормам и регламентам на товары легкой промышленности. В этом плане мы, конечно, обеспокоены и поддерживаем меры, которые защитят внутренний рынок от недобросовестной конкуренции. Нашим производителям иногда ставят в упрек цену, которая, естественно, выше, чем в том же Китае. Но это связано с тем, что белорусские предприятия обязаны иметь все сертификаты на сырье и продукцию и отвечать всем техрегламентам. Приобретая товар на зарубежном сайте, рискуешь получить кота в мешке: иногда то, что приходит, совершенно не соответствует картинке или заявленному описанию. Иногда продукция бывает просто небезопасна для здоровья, особенно если мы говорим о детской одежде и обуви. 

В то же время мы поддерживаем все инициативы предприятий, входящих в концерн, по продвижению своей продукции, в том числе и электронную торговлю. Один из белорусских производителей одежды для всей семьи, кстати, планировал освоить площадку Aliexpress в среднем ценовом сегменте. Этим нужно пользоваться и выгодно преподносить товар.

konoga@sb.by

Кликну — а в ответ тишина


Давайте еще раз вспомним два возможных варианта развития событий. Первый предполагает освободить от таможенных платежей товары дешевле 22 евро и весом меньше килограмма. Зато посылки стоимостью 22—150 евро и весом от 1 до 10 килограммов включительно потребуют уплаты сбора в размере 15 евро. За товары ценой более 150 евро и весом свыше 10 килограммов придется заплатить 15 евро плюс 30 процентов от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за килограмм веса. Согласно второму варианту, товары с таможенной стоимостью до 150 евро и весом не более 10 кило будут облагаться сбором в 10 евро. Если таможня оценит посылку более чем в 150 евро, да и потянет она на 10 с лишним килограммов, тогда сбор составит 10 евро плюс 30 процентов от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за килограмм. 


Примечательно, что эти предложения напоминают правила, действующие в Евросоюзе. Но где они и где мы. 

Председатель Совета Республики Михаил Мясникович уверен: посылки из интернет-магазинов обвалили нашу торговлю и создали проблемы для промышленности и бюджета. Ведь зачастую оценочная стоимость бандеролей занижается, с них не платится НДС. Согласитесь, мнение имеет право на жизнь. Но когда вопрос касается содержимого кошелька отдельного человека, он вряд ли думает о столь «высоких материях», а кликает, кликает, кликает... Чиновники не на шутку встревожены: за первое полугодие белорусы получили 4,4 млн посылок с товарами из-за рубежа. Для сравнения: в прошлом году в Беларусь пришло 6,5 миллиона посылок, содержащих товарные вложения, не скрывает «Белпочта». Такими темпами к концу года число зарубежных покупок может приблизиться к 10 млн – впереди новогодние праздники, а число заказов, как известно, накануне ощутимо увеличивается. 

Кстати, наши граждане могут получать посылки для личного пользования на 200 евро в месяц весом не более 31 килограмма. Это разрешено прошлогодним июльским Указом № 360. Ранее сумма была 120 евро. Если лимит стоимости или веса исчерпан, придется заплатить 30 процентов с суммы превышения, но не менее 4 евро за каждый лишний килограмм. Плюс затраты на таможенное оформление. Россияне вправе покупать в зарубежных онлайн-магазинах товары на сумму до тысячи евро и весом до 31 килограмма в месяц без уплаты каких-либо пошлин. Потому они очень возмущены предложением и считают, что в случае введения налога заказывать что-то станет невыгодно. В прошлом году, к слову, чиновники предлагали снизить лимит покупок до 150 евро, но позже дискуссия прекратилась. В Казахстане сейчас также действует порог в тысячу евро, в то же время у армян он составляет 300 евро в месяц. 

В марте министр торговли Валентин Чеканов заявил о том, что шопинг в зарубежных онлайн-магазинах следует урегулировать. Позже Михаил Мясникович предложил ввести НДС с покупок. Вопрос начал прорабатывать Нацбанк, но тщетно. Банки отрезали: у них нет технической возможности взимать налог при проведении платежей. Во-первых, для этого нужно серьезно доработать программное обеспечение, чтобы система распознавала операции. Во-вторых, не банковское это дело – брать налоги. Чуть позже Минторг согласился: рано говорить о конкретных шагах, сперва следует проанализировать покупки и изучить опыт других стран. 

Впрочем, от идеи наведения порядка в этой сфере ведомство не отказалось. Свою позицию там объясняют защитой внутреннего рынка и поддержкой своих онлайн-магазинов. К слову, к своим торговцам тоже стоит присмотреться. Не секрет: некоторые предприниматели и «интернетчики» тоже заказывают товар на китайских сайтах, дробят партии на себя и на брата и перепродают здесь втридорога. Так свадебное платье за 100 долларов легко превращается в эксклюзивный наряд за 600. Впрочем, ситуация давно могла бы измениться, если бы ИП захотели работать с сертификатами. Но, несмотря на неоднократный перенос сроков, по-прежнему остается много неготовых к честной игре. 

Вероника НИКИТИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter