Постой, паровоз, не стучите, колеса...

В Музее белорусского кино открылась выставка живописных работ известного кинооператора Олега Авдеева "Первые железные дороги России".
В Музее белорусского кино открылась выставка живописных работ известного кинооператора Олега Авдеева "Первые железные дороги России". Когда-то он, юноша из ленинградской театральной среды, приехал после окончания ВГИКа в Минск и очень скоро стал известным белорусским кинооператором. На счету у Олега Тихоновича Авдеева много фильмов, которые признаны классикой: "Девочка ищет отца", "Любовью надо дорожить", "День, когда исполняется 30 лет", "Чужое имя", "Нечаянная любовь", "Волчья стая", "Маленький сержант".

Несколько лет назад его частенько можно было встретить в зале искусства Национальной библиотеки. Кинооператор сосредоточенно изучал альбомы, собирал всю имеющуюся информацию по истории паровозов, поездов, железных дорог. Он провел за этой литературой годы. Многие недоумевали: фильм на эту тему не готовился (разве что параллельно О.Авдеев снимал с режиссером Д.Нижниковской "Роман императора", где были эпизоды на железной дороге), на киностудии в этой информации не было никакой потребности. А он продолжал с каким-то невероятным упорством изучать поезда! Затем появилось желание взяться за кисть и перенести на бумагу свои "железнодорожные" впечатления. По мироощущению Олег Тихонович оказался высоким романтиком и тонким лириком.

Хотя, если честно, ничего неожиданного в этом нет. Поезда всегда были почти культовым знаком в искусстве. Кто не помнит клубы пара на полотнах Тернера, изысканные серии с вокзалом Сен-Лазар у Моне? Да и кино в общем-то, как вы помните, началось с прибытия поезда. Сколько же их промчалось за столетнюю киноисторию! Так что кинооператор Олег Авдеев оказался как раз в контексте классической традиции. В работах можно впервые увидеть некоторые достоверные технические детали, которые давно уже стали историей: конусообразную трубу над паровозом для выброса дыма от сгорания сосновых и березовых поленьев (раньше это было единственное топливо), эмблему на машине Р.Стефенсона.

В картинах О.Авдеева - не только история поездов, но и история чувств. В этой удивительной "железнодорожной" серии есть трогательная атмосфера ностальгии, любви и очарования. И хочется сказать, как некогда герой фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино": "Взять бы и уехать куда-нибудь. Сидеть в теплом купе, помешивать ложечкой чай и о чем угодно болтать со случайным попутчиком".

Ко дню открытия выставки автор получил телеграммы со словами поздравления от митрополита Филарета, губернатора Санкт-Петербурга Яковлева, из Центрального музея железнодорожного транспорта России, от коллег и друзей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter