Посредник в цементном экстерьере

Экспансия белорусской строительной продукции на внешние рынки, принесшая за последние полгода в Беларусь 80 миллионов долларов, неожиданно обернулась проблемой.
Экспансия белорусской строительной продукции на внешние рынки, принесшая за последние полгода в Беларусь 80 миллионов долларов, неожиданно обернулась проблемой. Восприимчивость внешних рынков к отечественному цементу породила его дефицит внутри страны.

Из почти тысячи тонн этой продукции, произведенной в этом году тремя белорусскими цементными гигантами, 270 были проданы на внешних рынках. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт увеличился почти в 5 раз, превысив 7 миллионов долларов. Российский рынок открылся благодаря снижению цен на энергоносители и выравниванию железнодорожных тарифов. Однако наш цемент успешно осваивает и рынки дальнего зарубежья. Например, в Польше наши предприятия работают с 15-процентной рентабельностью. А к контрольному пакету акций крупнейшего белорусского производителя цемента ОАО "Красносельскстройматериалы" проявляет интерес ирландская компания "CRN".

Белорусский цемент уходит на Восток и на Запад, обслуживая выгодные заказы. Но вот беда - его поиск стал головной болью для многих отечественных предприятий. Например, решением этой проблемы озабочены руководители филиала завода железобетонных мостовых конструкций РУП "Горстройиндустрия" в Фаниполе.

Его поставщик - ОАО "Красносельскстройматериалы" - в апреле начал усиленный экспорт цемента в Польшу и Прибалтику. Это стало возможным после получения международных сертификатов, подтвердивших высокое качество белорусского цемента. Волковысский завод открыл в Польше свое торговое представительство и оборудовал на границе железнодорожный узел перегрузки продукции. За эти полгода ОАО произвело около 500 тысяч тонн цемента. Из них 30 процентов ушло на экспорт.

В Фаниполе конъюнктурные изменения ощутили сразу. Перебои с поставкой цемента привели к тому, что предприятие вынуждено простаивать. Как сообщил "СБ" главный инженер предприятия Владимир Горустович, завод обеспечен заказами на весь текущий год. Один из основных связан с реконструкцией Минской кольцевой автодороги. Однако даже такой серьезный государственный заказ не гарантирует сегодня регулярную поставку цемента. По словам Владимира Горустовича, теперь цемент из Волковыска приходится выбивать, даже несмотря на предоплату.

Ситуация на предприятии осложняется еще и тем, что нужный здесь для работы цемент найти можно не везде. Например, в нашей стране из трех существующих заводов его производит лишь ОАО "Красносельскстройматериалы". Следовательно, восполнить нехватку можно будет, лишь закупая цемент за рубежом.

По сведениям "СБ", дефицит цемента ощущается и на потребительском рынке. По данным Министерства архитектуры и строительства, план по поставке цемента населению за полугодие перевыполнен на 27 процентов. Но чтобы приобрести строительные блоки, скажем, для дачного домика, люди стоят в очереди неделями.

Винить белорусских производителей цемента, совершивших настоящий прорыв на Запад, конечно же, не стоит. На одном из заводов железобетонных конструкций, простоявшем на стыке июля и августа более недели, пояснили, что проблема не в экспорте, а в распределении цемента внутри республики. Слишком много продается посредникам, а не реальным производителям.

Сегодня Министерством архитектуры и строительства ставится задача задействовать в полную силу мощности заводов железобетонных изделий и повысить их качество. И первое, что, по-видимому, нужно будет сделать - найти цемент для белорусских предприятий, не снижая при этом доли экспорта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter