Последний шанс. Экономическая проблема не районного масштаба

Завод "Эпос" концерна "Планар", построенный в конце 80-х годов в Логойске, вполне можно назвать типичным предприятием бывшего "сборочного цеха СССР".
Завод "Эпос" концерна "Планар", построенный в конце 80-х годов в Логойске, вполне можно назвать типичным предприятием бывшего "сборочного цеха СССР". В те времена планировался массовый выпуск оборудования для производства микросхем, и такой смежник высокотехнологичному гиганту в близком к Минску райцентре был как нельзя кстати. Но через несколько лет все изменилось, и сегодня завод оказался среди многочисленных убыточных предприятий, судьба которых еще до конца не ясна. Теперь в борьбе за выживание ему приходится рассчитывать только на собственные силы.

Как считает директор завода Евгений Захаренко, уйти от металлообработки деталей для машиностроения (основной профиль предприятия) в ближайшие годы не удастся. Под это приспособлены цехи и оборудование, обучен коллектив. Даже если предположить невероятное и установить здесь, например, прибыльные линии по розливу напитков, то придется набирать новый штат и, в принципе, создавать новое производство. На это, понятно, никто не решится, в том числе по финансовым причинам.

Впрочем, некоторые новинки на заводе все же пробуют производить. К примеру, хорошо продается собираемая здесь школьная мебель. И хотя прибыли особой она не приносит, зато регулярно поступают "живые деньги". Также недавно освоили уникальное для Беларуси сельскохозяйственное устройство для расплющивания зерна по передовой зарубежной технологии. Считается, что приготовленная таким образом пища лучше усваивается скотом. Только вот до новинок ли сегодня нашим колхозам? Большой вопрос.

Как ни верти, остается традиционная металлообработка. Выйти на зарубежный рынок небольшому заводу очень сложно, а внутри страны круг заказчиков ограничен. И те порой устраивают такой жесткий ценовой прессинг, что хоть работай в убыток. Например, недавно БМЗ предложил изготавливать мудреные детали к импортному оборудованию (их металлургам приходится покупать за границей). И что же? Из-за заниженных расценок пришлось отказаться.

Однако главную трудность Евгений Захаренко видит даже не в объемах заказов (их-то как раз за последние месяцы удалось поднабрать), а в кадровом составе. Именно от людей зависят качество и сроки выполнения работ. А чем привлечь, если зарплата невелика? Получается замкнутый круг: чтобы произвести товар, нужны квалифицированные сотрудники, а как им объяснить, что завод еще не отработал прошлые авансы и не погасил банковский долг в 80 миллионов рублей? Впрочем, директору 160 подчиненных пока верят. Некоторые из ушедших даже возвращаются на предприятие, чтобы поработать и посмотреть, что же будет дальше. Но кредит доверия не бесконечен, и руководство завода это прекрасно понимает: если за ближайшие полгода не удастся решить проблему зарплаты, то на всех остальных планах можно будет поставить крест...

В развитых странах небольшие предприятия вроде логойского завода успешно находят место под солнцем. Ведь совсем не обязательно крупным автомобильным или электронным корпорациям изготавливать каждую гайку или болтик самостоятельно. Другое дело, что у нас эта система разумного разделения труда явно хромает. Почему-то многие товаропроизводители-экспортеры с легкостью раскошеливаются на заграничную комплектацию, напрочь игнорируя местных поставщиков. Да, те не всегда идеальны, но им порой не грех и помочь. А полностью переключаться на импорт, руководствуясь сиюминутными (и не всегда, кстати, официальными) выгодами, - тоже путь в никуда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter