Виртуальный шопинг порой приносит разочарование

Последний клик моды

Несмотря на то что количество отечественных интернет-магазинов продолжает расти, некоторые покупатели предпочитают обращаться в зарубежные. Там — низкие цены и различные бонусы в виде скидок и распродаж. Но в итоге такие преимущества не всегда радуют покупателей. Ведь дешевое — не всегда качественное. Вещи, которые приходят в посылках, порой оказываются далекими от того, что предполагалось получить. Министр торговли Валентин Чеканов считает, что виртуальные покупки из-за рубежа нужно упорядочить. Что же необходимо сделать? Об этом беседа с экспертом “Либерального клуба” Антоном Болточко.


— Можно ли сегодня, когда мы живем в условиях открытых границ Таможенного союза, говорить о том, что надо как-то контролировать поток импорта? Станет ли спасением для нашей торговли запрет на приобретение товаров в зарубежных интернет-магазинах?

— Речь не идет о том, чтобы запретить покупки в заграничных виртуальных торговых точках. Такие меры никому не принесут пользы. У покупателя должен быть выбор. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в зарубежных интернет-магазинах предлагается и вполне приличный товар за приемлемую цену. Это удобная форма торговли. Для многих наших сограждан такой шопинг — возможность сэкономить и при этом выглядеть стильно. В многочисленных посылках кожаные куртки, спортивные костюмы, модные аксессуары и детская одежда. Если же лишить людей такого способа делать покупки, они будут искать иной выход.

— В минувшем году таможня оформила пять с половиной миллионов таких международных почтовых отправлений — почти в три раза больше, чем в 2013 году. Не потому ли возник вопрос об упорядочении таких покупок, что вал дешевого импорта создает конкуренцию продукции нашего легпрома?

— Отчасти это так. Наш товар дороже, потому что строже отслеживается его качество, он проходит процедуру сертификации, производителю и продавцу приходится платить налоги. Но одной из главных причин для упорядочения системы заказов на зарубежных сетевых площадках является не устранение конкурентов, а борьба с теневым сектором экономики. Значительно возросший за последнее время оборот импорта — свидетельство того, что таким путем все чаще стали пользоваться предприниматели. Таким образом им удается уходить от налогов. К тому же из страны уплывает валюта. Бизнес должен работать честно. Занимаешься поставками из-за границы — будь добр заплати налог.

— С октября минувшего года норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях увеличилась до 200 евро, хотя раньше была 120. Могут ли ее снова понизить? И есть ли в этом резон?


— Не думаю, что это будет оправданно. В России это 1000 евро. Если уменьшить норму беспошлинного ввоза, люди это будут делать через соседнюю страну.

— Но дешево — не всегда значит выгодно? На слуху недавний случай, когда покупатель вместо долгожданного айфона получил пустой картонный футляр от гаджета. Посредник при этом снял с себя всякую ответственность, объяснив, что компенсировать стоимость товара он не обязан. И такие случаи не единичны.

— Как бы ни было удобно и выгодно делать заказы за рубежом, в этом кроются и дополнительные риски. Ведь гарантировать безопасность содержимого многочисленных посылок, к примеру, из Китая, Турции или Гонконга, мы сегодня не можем. Гарантии, что у вас в случае ненадлежащего качества покупки получится отстоять свои права, тоже нет. Претензий, по сути, предъявить некому. И о возврате товара говорить тоже не приходится. Поэтому регулировать такую торговлю нужно еще и с точки зрения защиты прав потребителей. Ведь если будет решен вопрос возврата некачественного товара, то и людям будет проще отстоять свои права.

— А как подобные вопросы регулируются в других странах, например, в Евросоюзе?


— Ограничений в работе интернет-магазинов в ЕС не существует. Есть общие таможенные нормы, в которых прописано, какие товары можно покупать через интернет, а какие запрещено. Стоимость беспошлинной посылки во многих странах мира составляет так же, как и у нас, не более 200 евро.
По уровню торгового партнерства с Китаем Евросоюз в ближайшее время может обогнать и США. И нам нужно идти цивилизованным путем. Предубеждение, что китайский товар — это сплошная подделка, давно устарело. Там уже не один год выпускаются многие мировые бренды, успешно работают торговые дома и фирмы, которые дорожат своим авторитетом. Присутствие на рынке здоровой конкуренции будет “подстегивать” и наши магазины к снижению цен, а производителей — к выпуску недорогой и качественной продукции.

Пользуетесь ли вы услугами интернет-магазинов?

Об этом жителей Гродно спросила корреспондент “НГ” Елена Семенова.

Светлана Прокопович, педагог:

— От таких услуг отказалась, после того как заказала из Китая микрофоны для караоке в подарок любимому человеку. То, что прислали некомплект, выяснилось уже после того, как именинник вскрыл подарок. Было неприятно и мне, и ему, сюрприза не получилось. Подруга “успокоила”, что я не первая такая разочарованная. Она, например, заказала кожаную сумку, а получила по почте дерматиновую за такие же деньги.

Максим Шурский, индивидуальный предприниматель:

— Я в принципе не люблю ходить по магазинам. Для меня подобрать там какую-нибудь вещь, особенно одежду, большая пытка. А интернет-магазин — это очень удобно, экономит время. Правда, я больше доверяю услугам отечественных виртуальных площадок, чем заграничных. Думаю, здесь больше гарантии.

Наталья Садовничая, секретарь-референт:

— Я очень скрупулезно отношусь к покупкам. Мне все надо потрогать и померить. К тому же шопинг действует, как хороший сеанс психотерапии. Иногда ведь и не купишь ничего, но получишь удовольствие хотя бы от того, что прошлась по хорошим бутикам и перемерила хорошие вещи. В виртуальном пространстве такого, увы, не сделаешь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter