Судьбу всемирно известного модельера нельзя назвать легкой. Перед сыном изменника родины закрывались все двери, но солнечный мальчик из Иваново смог пойти наперекор всему миру и доказать, что в России есть мода.
- Я родился накануне войны, 2 марта 1938 года, в городе Иваново, - вспоминает всемирно известный модельер, - в семье рабочих - Марии Ивановны и Михаила Яковлевича Зайцевых. У меня был старший брат, который уже, к сожалению, умер. Во время войны отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери, простой и трудолюбивой женщины. Мама в молодые годы мечтала о сцене и была человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на меня, пробудив с детских лет интерес к окружающему миру, к красоте природы, чтению и народной песне. Я всегда пел, танцевал, был заводным мальчиком, в школе и в техникуме участвовал в самодеятельности, проводил вечера. Окружающие называли меня "солнечным мальчиком". В победном 1945 году я поступил в ивановскую среднюю школу №22, в тяжелое, голодное время всеобщей разрухи. Сначала мама работала в военном госпитале, чтобы хоть как-то нас прокормить, стала работать уборщицей и стирать белье соседям. Всем, что у меня есть, я обязан Богу и маме Марии Ивановне. Она была святой женщиной - научила меня любить людей, работать и надеяться только на себя. Я ведь с семи лет уже вел хозяйство в доме, поскольку мама уходила на работу в пять утра и ложилась спать в полпервого ночи. Денег в семье не было даже на одежду - ходил в обносках, которые маме дарили люди, приносящие вещи в стирку. Уже тогда я мечтал быть артистом...
А модельером я стал совершенно случайно. Будучи сыном изменника родины, потому что мой отец бежал из плена и его посадили на 10 лет, я не мог попасть ни в какой вуз. В 1952 году пошел в единственный техникум, в который меня могли принять - Ивановский химико-технологический, который окончил в 1956 году по специальности художник текстильного рисунка. Выбор профессии, как и у большинства молодых людей, родившихся в столице русского ситцевого края, был скорее данью традиции: полученная профессия гарантировала обеспеченность работой на производстве... После того как я его блестяще окончил, меня отправили в Московский текстильный институт, где я окончательно решил, что буду модельером. В 1962 году после успешной защиты диплома по теме "Деловой костюм" был неожиданно распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в г. Бабушкин.
Вячеслав Михайлович улыбнулся, вспоминая то время.
- Это был просто удар ниже пояса! Я мечтал о высокой моде, а был послан создавать рабочую одежду... Но творческая энергия требовала выхода, и я создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц и жительниц села. Очень смелая по меркам тех лет, она разрушала стереотип представлений об облике женщин физического труда, но после бурного обсуждения, к сожалению, была отвергнута методическим советом. Однако привлекла внимание французского журналиста, и вскоре ее опубликовал журнал "Пари Матч" со статьей "Он диктует моду Москве". Спустя три года, в 1965 году, меня по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан ("Диор"), состоялась теплая встреча, положившая начало нашей дружбе с Пьером, которую журналисты назвали "встреча королей моды". Теперь я часто бываю в Париже и навещаю моего доброго друга.
13 лет Вячеслав Зайцев отдал Общесоюзному дому моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком мосту.
- За это время была проделана огромная работа совместно с группой ведущих художников Дома моделей по созданию направляющих сезонных коллекций модной одежды для домов моды и предприятий легкой промышленности страны, а также для промышленности стран СЭВ.
Были созданы мои авторские коллекции одежды под общим названием "Русская серия", коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев, которые с большим успехом демонстрировались во многих странах. Однако я был объявлен невыездным, и все эти показы проходили без моего участия.
Я, конечно, переживал, но ничего не мог сделать. Знаете, у меня же был период, когда я хотел все бросить. Это был 1978 год, страшное для меня время. Ведь тогда умерла моя любимая мама. После ее смерти я решил закончить с модой. Просто понял, что все создаваемые в Доме моделей на Кузнецком вещи никому не нужны - они так и остаются на складах. Да и меня самого всячески зажимали. Например, когда в 1974-м в Чехословакии в журнале "Кветы" вышла перепечатка из французской прессы, где в обзоре моды я был назван в числе пяти выдающихся модельеров мира за сто лет: Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор и Слава Зайцев, меня вызвали в ЦК партии и сказали: "Чтобы вас больше не было видно".
Я подчинился. Целый год писал книги, сочинял стихи. Я не только практик, но и теоретик. Мои книги "Такая изменчивая мода" и "Этот многоликий мир моды" вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии. И стали бестселлерами. Потом пришел на фабрику индпошива №19, для которой на проспекте Мира строилось большое здание под экспериментальное ателье, и в 1982 году стал там художественным руководителем. Спустя шесть лет трудовой коллектив Московского дома моды единогласно избрал меня директором. Таким образом, я стал первым из российских модельеров, открывшим Дом моды европейского типа под брендом Slava Zaitsev.
- Раиса Горбачева утверждала, что вы шили для нее.
- Раиса Максимовна была очень властной женщиной, не терпящей возражений, а я не приемлю, когда мне указывают, что мне как художнику надо делать. Я порекомендовал ей обратиться к прекрасному художнику-модельеру из ОДМО Татьяне Макеевой. Именно ее работы с удовольствием демонстрировала Раиса Горбачева.
А вот Людмила Путина совершенно другой человек. Она очень милая, приятная, интеллигентная женщина, которая не позволит себе обидеть, оскорбить другого человека. Я с удовольствием буду одевать ее и дальше, если представится такая возможность.
- Вячеслав Михайлович, вы очень интересный мужчина, расскажите про свою супругу Марину Владимировну.
- О, это давняя история. Мы вместе учились в текстильном институте. Марина - потрясающий художник, долгие годы она создавала костюмы для цирка. Свадьба была скромной, студенческой, где были только наши близкие друзья. Потом у нас родился сын. Кстати, в этом году Егор отмечает 30-летие своей творческой деятельности. После окончания текстильного института он начал работать в Доме моды, избрав для себя путь художника, создающего модные инсталляции, но в последние годы стал создавать вполне носимую одежду и выпустил прекрасные льняные коллекции.
Модой увлеклась и моя внучка Маруся, она родилась в 1993 году. Моя внучка - очень тонкий, эрудированный человек с хорошим характером. Все ее коллекции проникнуты определенной идеологией. Правда, ей еще нужно будет немного поучиться, чтобы познать секреты организации производства. И тогда можно смело передавать свое дело в ее руки.
Советская Белоруссия №82 (24219). Суббота, 4 мая 2013 года.