После боя сердце просит музыки вдвойне

Работая над книгой о Белорусской госудаственной филармонии, мне довелось встречаться и беседовать со многими деятелями музыкальной культуры республики. Немало интересного о военном прошлом этой концертной организации рассказал ее первый директор Григорий Павлович Прагин.
На шестой день войны директор Белгосфилармонии получил от Центрального комитета КП(б) Белоруссии неотложное задание – организовать эстрадно-театральную бригаду для художественного обслуживания боевых частей Красной армии. С большим трудом Прагину удалось выбраться из пылающего Минска и доехать на попутках до Гомеля, где он незамедлительно приступил к выполнению партийного поручения. В областном центре еще оставались не успевшие эвакуироваться артисты Гомельского драматического театра. На них в первую очередь можно было рассчитывать при формировании фронтовой концертной бригады. У Прагина каким-то чудом сохранилась книга приказов по Белгосфилармонии. По ним видно, как рождался небольшой творческий коллектив в годину смертельной опасности, нависшей над страной. Вот приказ от 1 июля 1941 года: «Основной работой филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания действующей Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности аккомпаниатора». Чтецами в бригаду были зачислены актеры Гомельского драмтеатра – П.Чернов, Е.Полосин, И.Киреев, П.Голышев, С.Остроумов, М.Перстин, З.Овчарова. Все они в 1939 году закончили студию народного артиста СССР Л.Леонидова в Государственном институте театрального искусства имени А.В.Луначарского и вместе поехали работать в открывшийся за два года до войны в Гомеле новый театр. Из исполнителей других жанров в состав фронтовой бригады вошли певцы: студентка III курса Белгосконсерватории В.Борисенко, приехавшая на каникулы к родным, солист Театра музыкальной комедии БССР И.Сайков, студент консерватории Ю.Матраев, принимавший ранее участие в разовых концертах Белгосфилармонии, а также известный в Гомеле ксилофонист М.Масловский и танцор Г.Орлик. 3 июля 1941 года состоялся первый концерт белорусских артистов недалеко от переднего края обороны. Это было боевое крещение одной из первых в стране концертных бригад, целиком подчинившей свое творчество нуждам и требованиям военного времени. В начале своей деятельности бригада базировалась в Гомеле. Получив от облвоенкомата старенький автобус и грузовик для перевозки пианино, артисты ежедневно совершали по три-четыре рейса в подразделения действующей армии, полевые госпитали и мобилизационные агитпункты, в части, только что вышедшие из боев для переформирования. Наших исполнителей всюду ждали с нетерпением. Между тем враг стремительно приближался к Гомелю – последнему оборонительному рубежу советских войск на территории нашей республики. Город подвергался массированным налетам фашистской авиации. Опасаясь за жизнь участников бригады, партийное руководство Белоруссии решило отправить их до особого распоряжения в Тамбов. Имея свой автотранспорт, белорусские артисты могли по пути следования выступать с концертами в различных воинских гарнизонах. А вот возить с собой пианино в дальнейшем не имело никакого смысла. Ведь впереди ждали полные всяких неожиданностей трудные фронтовые пути-дороги. Артистам надо было срочно найти опытного баяниста-аккомпаниатора. Принятый в ее состав преподаватель Тамбовского музыкального училища И.Патютков оказался настоящим виртуозом. В октябре—декабре 1941 года белорусскую концертную бригаду направили в распоряжение политуправления Западного фронта для обслуживания воинских частей, защищавших подступы к Москве. «В те тревожные дни мы все время находились поблизости от передовой, — рассказывал мне Григорий Прагин. – Как сейчас помню поездки нашего коллектива по воинским частям в район Подольска, концерт у артиллеристов, где командиром соединения был полковник М.Мякишев, и, конечно же, выступления перед бойцами и командирами 8-й гвардейской дивизии генерал-майора Г.Панфилова, которая после ожесточенных боев с врагом получила кратковременный отдых. Одетые в военную форму, все мы тогда чувствовали себя сродни фронтовикам, «духовным резервом армии». В какие бы опасные переплеты ни попадали артисты, они гордились тем, что своим искусством поднимают настроение и высокий боевой дух воинов». Отправляясь на встречу с героями-панфиловцами, белорусская бригада приготовила замечательный музыкальный подарок, включив в программу только что созданную песню об их ратных подвигах. Мужественно, с какой-то особой приподнятостью звучали чеканные песенные строки: «…Дивизия гвардейская восьмая, которой так гордится весь народ!». Бригада белорусских артистов была многожанровой. В нее входили драматические актеры, певцы, музыканты. Это позволяло делать концертные программы интересными и разнообразными. Когда в канун 1942 года В.Борисенко и Ю.Матраев уехали на Урал продолжать консерваторскую учебу, на смену им пришло новое пополнение – заслуженный артист БССР профессор Белгосконсерватории А.Бессмертный (скрипка), вокалисты Д.Кроз (Театр оперы и балета БССР), А.Ольшевская (Белгосфилармония), балерина Всесоюзного ГКО Ж.Гольдовская и акробатка Л.Трофимова. Их концертные номера значительно обогатили и разнообразили программу. Каждый концерт обычно открывался стихотворным обращением к зрителям, написанным самими исполнителями: К вам приехать очень рада На рубеж передовой Белорусская бригада – Ваш товарищ фронтовой… Затаив дыхание, слушали бойцы патриотические стихи, старинные романсы, классическую музыку, песни советских композиторов… Очень нравились фронтовикам бытовые юмористические сценки, скетчи из довоенной жизни. Неотъемлемой частью выступлений было исполнение сатирических интермедий и куплетов про Гитлера и его бандитскую свиту, которые артисты сочиняли сами. Нередко ведущие программу исполняли четверостишия-экспромты, специально написанные в честь наиболее отличившихся в боях командиров и солдат воинских частей, что всегда вызывало бурный восторг у зрителей. Актеры хорошо понимали, что «участникам жестоких боев с врагами искусство должно нести и боевую зарядку, и отдых». Не случайно, помню, в годы войны появилась одна довольно популярная песня, которая начиналась так: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». И действительно, чудесные белорусские и русские песни, сочный народный юмор, благородство и красота музыкальной классики зажигали солдатские сердца, будили в воинах высокие патриотические чувства. Помимо выступлений с концертными программами осенью 1942 года, белорусская бригада артистов выпустила спектакль «Русские люди» по пьесе К.Симонова, отличавшийся большой жизненной правдов. Поскольку своих исполнителей на все роли не хватало, пришлось пригласить актеров из других фронтовых бригад и театров. Оформление спектакля было очень простым, без громоздких декораций, что делало возможным показ пьесы в любых условиях, даже под открытым небом. Газета Западного фронта «Красноармейская правда» опубликовала в одном из номеров положительный отзыв на этот спектакль. Четыре долгих суровых года провела белорусская концертная бригада на фронте. А когда советские войска перешли в решительное контрнаступление, старался не отстать от передовых армейских частей этот творческий коллектив Белгосфилармонии. В день освобождения Минска от фашистов следом за воинами-освободителями прибыли белорусские артисты, которые на открытых автомашинах устроили возле Дома Красной армии большой праздничный концерт. Долгожданную победу они встретили в Восточной Пруссии, в городе Кенигсберге, проведя в целом свыше 2500 концертов. Многие наши исполнители были отмечены боевыми орденами и медалями. Так закончила свои выступления одна из первых в бывшем Союзе фронтовых концертных бригад, вписавшая немало ярких страниц в летопись героической борьбы советского народа против фашизма.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter