Послание Конституционного Суда Республики Беларусь

«О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2014 ГОДУ»
 «О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2014 ГОДУ»

Президенту Республики Беларусь

Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь является основой стратегии устойчивого развития общества и государства. Закрепленные в ней принципы и нормы гарантируют не только права и свободы граждан, но и стабильность конституционного строя, что позволяет определять перспективы развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Эволюционное конституционное развитие базируется на фундаментальных конституционных принципах приоритета прав и свобод человека и гарантий их реализации, взаимной ответственности государства и гражданина, народовластия, разделения государственной власти и взаимодействия ее органов, верховенства права, равенства и справедливости, а также других принципах, прямо закрепленных в Конституции либо вытекающих из ее положений.

В современных условиях динамичное и порой непредсказуемое развитие общественных отношений обусловливает необходимость соответствующего правового регулирования на основе Конституции. Выявление многогранного содержания конституционных принципов, последовательное и целенаправленное их применение к изменяющимся правоотношениям, реализация в законодательстве и правоприменительной деятельности являются необходимыми условиями обеспечения динамизма конституционно-правового регулирования.

Конституционный Суд, защищая гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, утверждая верховенство Конституции, формулирует в своих заключениях и решениях правовые позиции, интерпретируя конституционные принципы и нормы применительно к конкретным правоотношениям. Такая деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению эффективности конституционно-правового регулирования, укреплению конституционной законности.

I

Положения Конституции о Конституционном Суде как органе, осуществляющем контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, получили в 2014 году дальнейшее системное развитие в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также в принятом Законе Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве». При этом усовершенствовано правовое регулирование порядка рассмотрения в Конституционном Суде дел, принятия по ним заключений или решений и их исполнения, совершения участниками конституционного судопроизводства процессуальных действий.

Основываясь на нормах Конституции и указанных законодательных актов при проведении обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь, Конституционный Суд проверял их соответствие Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

В порядке обязательного предварительного контроля в 2014 году Конституционный Суд проверил конституционность 55 законов исходя из того, что последовательная реализация в них положений Конституции о человеке, его правах и свободах и гарантиях их реализации как высшей ценности и цели общества и государства, развитие в законах иных конституционных ценностей, обеспечение в законодательном регулировании действенных механизмов внедрения конституционных принципов и норм являются основой конституционной законности.

Посредством системного анализа положений Конституции и уяснения конституционно-правового смысла норм законов с учетом международных договоров Республики Беларусь Конституционным Судом формулировались правовые позиции, которые служили основанием его решений.

1. Ряд правовых позиций Конституционного Суда направлен на установление согласованности проверяемых законов с положениями Конституции, определяющими права и свободы человека и гарантии их реализации в качестве высшей ценности и цели общества и государства, закрепляющими иные основы конституционного строя Республики Беларусь и являющимися фундаментом стабильности и прогрессивного развития общества и государства.

1.1. При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» в решении от 2 мая 2014 г. Конституционным Судом отмечено, что предусматриваемые нормами этого Закона совершенствование правового регулирования порядка определения и утверждения прожиточного минимума, уточнение социально-демографических групп, для которых рассчитывается бюджет прожиточного минимума, усиливают правовые гарантии реализации конституционного права граждан на достойный уровень жизни. Данные нормы направлены на повышение эффективности государственной политики в соответствующей области, уточнение адресности мер по социальной защите населения и достижению баланса интересов личности, общества и государства. При этом обеспечивается выполнение государством обязанностей, предусмотренных Конституцией и международными договорами Республики Беларусь, по дальнейшему развитию социальной функции государства в целях постоянного улучшения условий для достойной жизни граждан.

1.2. В решении Конституционного Суда от 7 июля 2014 г., принятом по результатам проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения», указано, что правовое регулирование отношений, касающихся в том числе пенсионного обеспечения, должно отвечать обязанности Республики Беларусь как социального государства устанавливать, исходя из имеющихся экономических ресурсов, такие порядок и условия пенсионного обеспечения, которые компенсировали бы соответствующим лицам потери от естественной (возрастной) утраты способности к труду и самообеспечению в объеме, гарантирующем их общую материальную обеспеченность на уровне, необходимом для удовлетворения основных жизненных потребностей.

По мнению Конституционного Суда, законодательное регулирование, предусматривающее увеличение минимального срока уплаты обязательных страховых взносов для возникновения права на трудовую пенсию, в том числе в случаях возникновения такого права ранее общеустановленного пенсионного возраста, соответствует одному из основных принципов государственного социального страхования — обязательному участию работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования, из средств которых выплачиваются пенсии. Уплата обязательных страховых взносов в течение определенного периода, устанавливаемого законодателем в качестве условия возникновения права на пенсию, позволяет государству надлежащим образом гарантировать реализацию этого права.

Законодатель при осуществлении конституционных полномочий по определению основного содержания и принципов осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, утверждению основ социальной защиты (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции) вправе определять как общие правила пенсионного обеспечения, так и условия возникновения права на пенсию, своевременно уточняя их и обеспечивая тем самым гарантии права граждан на пенсию определенного вида, соответствующие ее природе и назначению.

1.3. В решении Конституционного Суда от 19 декабря 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» указано, что информационные ресурсы, размещенные в глобальной компьютерной сети интернет, занимают значительное место в общем объеме распространяемой массовой информации. Распространение проверяемым Законом на такие ресурсы и их владельцев действия Закона «О средствах массовой информации» имеет целью надлежащее обеспечение конституционных прав пользователей информации, что согласуется с положением части пятой статьи 13 Конституции и не умаляет право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, провозглашенное частью первой статьи 33 Конституции. Данные законодательные положения направлены на установление правового механизма принятия уполномоченным государственным органом необходимых мер, включая предупредительные, для осуществления защиты конституционных прав личности, в том числе на достоверную информацию, и реализации тем самым соответствующей обязанности государственных органов, предусмотренной частью второй статьи 59 Конституции.

1.4. В решении от 26 декабря 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» Конституционный Суд отметил, что введение указанным Законом института досудебного соглашения о сотрудничестве направлено на повышение эффективности борьбы с преступностью, в том числе организованной, полное и оперативное расследование преступлений, расширение возможностей по возмещению причиненного преступлением вреда (ущерба) и обеспечение тем самым охраны конституционных прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов и установленного правопорядка от преступных посягательств.

Конституционный Суд также обратил внимание на то, что устанавливаемое проверяемым Законом правовое регулирование уголовно-правовой компенсации призвано гарантировать назначение лицу, совершившему преступление, наказания и иных мер уголовной ответственности, необходимых и достаточных для его исправления, их адекватность наступившим вследствие совершения преступления общественно опасным последствиям и обеспечить тем самым баланс основных прав гражданина (индивида) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступлений.

В отношении новой редакции статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), устанавливающей, что суд, прокурор или следователь с согласия прокурора имеют право прекращать производство по уголовному делу и освобождать лицо от уголовной ответственности, в том числе в связи с утратой деянием общественной опасности, и что принятие решения об освобождении лица от уголовной ответственности по основаниям, не связанным с примирением с потерпевшим, не зависит от волеизъявления потерпевшего, Конституционным Судом выражена правовая позиция, согласно которой конституционная обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод личности, а следовательно, и лица, потерпевшего от преступления, не означает наделения самого потерпевшего по делам публичного обвинения правом предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении определенного лица. Такое право по указанной категории уголовных дел может принадлежать только государству в лице его органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовное преследование.

2. В целях обеспечения в нормотворчестве и правоприменении наиболее полной реализации положений Конституции в решениях Конституционного Суда раскрывалось содержание конституционных принципов и норм как исходных фундаментальных предписаний, определяющих основы правового статуса личности.

2.1. Так, анализируя содержание статьи 55 Конституции, согласно которой охрана природной среды — долг каждого, Конституционный Суд в решении от 21 апреля 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Водного кодекса Республики Беларусь» отметил, что долг является в первую очередь морально-нравственной (этической) категорией. Будучи облеченным в конституционно-правовую форму, он наделяется качеством правового долженствования, приобретает юридическое значение общеобязательного веления объективно-субъективного характера, обеспечиваемого государством в целях создания надлежащих условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Конституционная норма, также выступающая в качестве правового общеобязательного веления, не раскрывает содержания обязанности охраны природной среды, равно как и не устанавливает форм и способов ее реализации. Исходя из выявленного Конституционным Судом смысла статьи 55 Конституции, реализация каждым человеком своего долга по охране окружающей среды может осуществляться прямо или косвенно, в различных формах и различными способами, в том числе правовыми. В экологических отношениях долг, занимая доминирующее положение в качестве этического требования (императива), побуждает человека к осуществлению экологических прав, направленных на охрану природы, в свою очередь создающих условия для реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. Закрепление законодателем экологических прав предполагает соответствующие действия граждан, направленные на их обеспечение, что придает долгу как этическому требованию свойство правового общеобязательного веления.

Такой подход Конституционного Суда базируется на конституционном принципе взаимной ответственности государства и гражданина.

2.2. В решении от 20 июня 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» Конституционным Судом указано, что реализация нормы Конституции, согласно которой правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (часть первая статьи 115), предполагает судопроизводство, при котором сторонам в судебном разбирательстве предоставляются равные процессуальные возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов, включая реальную возможность довести свою позицию до сведения суда, поскольку только при этом условии обеспечивается право на справедливую, полную и эффективную судебную защиту.

3. Необходимым критерием оценки Конституционным Судом конституционности законодательного регулирования в различных сферах общественных отношений выступает соблюдение законодателем конституционных принципов равенства и справедливости как условие конституционной законности в правовом государстве. Данные принципы подразумевают, что право воплощает справедливость, а его нормы в равной мере адресованы всем субъектам правоотношений, обязательны для всех и в равной степени защищаются государством. Названные принципы предполагают также соблюдение пропорциональности при установлении преимуществ и ограничений, закрепление их только законом и соразмерность защищаемым конституционным ценностям, государственным, общественным и частным интересам, обеспечивающую их баланс.

3.1. Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене», в решении от 

2 мая 2014 г. в отношении статьи 30 этого Закона, устанавливающей в числе особенностей трудовых отношений на городском электрическом транспорте и метрополитене недопущение проведения их работниками забастовок, Конституционный Суд отметил, что это в определенной мере ограничивает право работников на защиту своих экономических и социальных интересов, реализуемое в том числе через забастовку (часть третья статьи 41 Конституции). Вместе с тем возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и последствий прекращения ими работы вытекает из положений Конституции, согласно которым каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

Ограничение права на забастовку не противоречит также общепризнанным принципам и нормам международного права. Положениями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах установлено, что ограничение права на забастовки допустимо в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства (пункт 2 статьи 8), а в отношении других лиц право на забастовки обеспечивается при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны (подпункт «d» пункта 1 статьи 8).

Городской электрический транспорт и метрополитен являются важнейшими составными элементами городской экономической инфраструктуры, предназначенными для своевременного и качественного обеспечения потребностей физических лиц в перевозках, создания условий бесперебойного функционирования городского хозяйства. Любые обстоятельства, которые могут нарушить нормальное функционирование городского электрического транспорта и метрополитена, затрагивают интересы граждан, государственных органов и иных организаций, в связи с чем введение ограничений реализации права на забастовку работников указанных видов транспорта, по мнению Конституционного Суда, имеет обоснованный характер и согласуется с частью первой статьи 23 и статьей 53 Конституции.

Аналогичные выводы сделаны Конституционным Судом в решении от 24 декабря 2014 г. при проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта», предусматривающего, что работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, не вправе принимать участие в забастовках.

3.2. В решении от 16 апреля 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» Конституционный Суд, исходя из содержания части первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности, во взаимосвязи с положением части шестой статьи 44 Конституции, согласно которому осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, сформулировал правовую позицию о том, что право собственности может быть ограничено законодателем в соответствии с общеправовым принципом пропорциональности в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей.

По мнению Конституционного Суда, как отказ участникам финансовой операции в ее осуществлении, так и приостановление ее осуществления в случае соответствия критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций затрагивают конституционное право собственности участников финансовой операции, однако являются правомерными, поскольку предусмотрены законом и соответствуют требованиям соразмерности и допустимости. Устанавливая подобные ограничения, законодатель создает правовой механизм для предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, что отвечает интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

3.3. В ходе проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» Конституционный Суд принял во внимание значимость совершенствования законодательного регулирования административной ответственности за правонарушения, совершенные в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, поскольку транспортные средства являются источником повышенной опасности. В решении от 2 июля 2014 г. Конституционным Судом отмечено, что вносимые этим Законом дополнения имеют целью усиление мер административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта исходя из учета характера вредных последствий правонарушения, обеспечения соразмерности административного взыскания характеру совершенного административного правонарушения. Указанные дополнения направлены на реализацию установленной в статье 59 Конституции обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления гражданами своих прав и свобод.

3.4. В решении от 22 декабря 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» при оценке положений этого Закона, согласно которым законодательными актами могут быть установлены иные ограничения на передачу имущества в залог, кроме закрепленных в пункте 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Конституционный Суд исходил из того, что право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью может быть ограничено законодателем. Однако такое ограничение должно осуществляться в соответствии с положением части первой статьи 23 Конституции, закрепляющим, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В связи с этим Конституционный Суд отметил, что законодатель, осуществляя в дальнейшем правовое регулирование указанных отношений, в том числе связанных с ограничением права участников гражданского оборота на осуществление предпринимательской деятельности, должен основываться на конституционных принципах и нормах, включая приведенную норму статьи 23 Конституции.

4. Соблюдение конституционного принципа верховенства права в законотворческом процессе предполагает создание единой внутренне согласованной правовой системы, при которой нормативные правовые акты согласуются между собой, в них отсутствуют пробелы и коллизии.

Конституционным Судом в ряде решений указывалось на значение принципа правовой определенности для эффективной реализации конституционных принципов и норм в принимаемых законах, обеспечения конституционности правоприменительной практики. Будучи одним из необходимых элементов конституционного принципа верховенства права, он предполагает системность и комплексность правового регулирования общественных отношений, ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, обеспечивающих возможность их единообразного применения на практике.

4.1. В решении от 5 июня 2014 г., принятом по результатам проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них», Конституционным Судом подтверждена выраженная им ранее правовая позиция, согласно которой для установления обязанности осужденного возместить ущерб (компенсировать вред), причиненный исправительному учреждению своими противоправными действиями, необходимо доказывание в том числе наличия вреда и его размера, противоправности действий осужденного, причинной связи между такими действиями и наступившим вредом, что возможно только в результате судебного разрешения спора по иску.

Конституционный Суд пришел к выводу, что норма пункта 16 статьи 2 Закона, предусматривающая возмещение ущерба (компенсирование вреда) путем совершения исполнительной надписи, не в полной мере учитывает указанную правовую позицию Конституционного Суда. Законодателю предложено при дальнейшем совершенствовании законодательства исходить из необходимости обеспечения конституционного права на судебную защиту, закрепленного в части первой статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

4.2. Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», в решении от 8 декабря 2014 г. Конституционный Суд отметил, что в результате введения законодателем дополнительных признаков при определении торговли людьми и эксплуатации криминализируется более широкий круг общественно опасных деяний, связанных с торговлей людьми и различными формами эксплуатации человека, включая ранее не наказуемые их проявления, что имеет целью укрепление законности и правопорядка и согласуется с конституционной обязанностью государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть вторая статьи 24, часть первая статьи 25 Конституции). Расширение содержания термина «торговля людьми» путем указания на действия, совершенные в целях эксплуатации несовершеннолетних, независимо от применения таких средств воздействия, как обман, злоупотребление доверием, применение насилия либо угроза применения насилия, направлено на охрану интересов несовершеннолетних лиц и максимальное обеспечение гарантий их благополучия, что соответствует положению Конституции, согласно которому детство находится под защитой государства (часть первая статьи 32), а также обеспечивает должное выполнение Республикой Беларусь своих международных обязательств.

Вместе с тем Конституционным Судом обращено внимание законодателя на необходимость своевременного внесения изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь в целях уточнения признаков соответствующих составов преступлений для однозначного понимания вводимых проверяемым Законом терминов и обеспечения единообразной правоприменительной практики.

4.3. В решении Конституционного Суда от 30 декабря 2014 г. отмечено, что Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов» закрепляет дополнительные условия и возможности для реализации гражданами конституционного права на охрану здоровья.

Законом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов», предусматривающие, что в Единую базу данных донорства крови, ее компонентов включаются в том числе сведения, позволяющие установить личность донора и личность реципиента, а также иные сведения, которые, по мнению Конституционного Суда, позволяют прямо или косвенно идентифицировать лицо, к которому они относятся. В то же время Законом установлено, что порядок создания и ведения Единой базы данных донорства крови, ее компонентов, использования и предоставления содержащейся в этой базе информации определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» данные, позволяющие идентифицировать физическое лицо, являются персональными данными; в отношении персональных данных должны быть приняты меры по защите их от разглашения с момента, когда эти данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся; порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.

В связи с изложенным Конституционный Суд обратил внимание законодателя на то, что нормы Закона об использовании и предоставлении содержащейся в Единой базе данных донорства крови, ее компонентов информации, являющейся по сути персональными данными доноров и реципиентов, не предусматривают гарантий ее защиты и не в полной мере согласуются с соответствующими положениями Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

5. Конституционный Суд указал также на такое необходимое условие реализации принципа правовой определенности, как единство терминологии нормативных правовых актов, которое может быть обеспечено в том числе посредством исключения избыточности и коллизий норм законов, закрепляющих определения используемых в них терминов.

5.1. В принятом в результате проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах» решении от 10 ноября 2014 г. Конституционный Суд, исходя из требований экономии правового регулирования, наиболее целесообразного изложения правовых предписаний и исключения их избыточности, обратил внимание законодателя на то, что необходимость расшифровки терминов возникает лишь в случаях использования в терминах редких или малоупотребительных иностранных слов, переосмысленных общеупотребительных слов, а также слов, позволяющих неоднозначно истолковать смысл термина и порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

5.2. В решении Конституционного Суда от 6 июня 2014 г. «Аб адпаведнасцi Канстытуцыi Рэспублiкi Беларусь Закона Рэспублiкi Беларусь «Аб беларусах замежжа» отмечено, что в абзаце втором статьи 1 этого Закона при определении термина «белорусы зарубежья» указываются две категории лиц: лица, которые постоянно проживают за пределами Республики Беларусь и идентифицируют себя как белорусы, и лица, которые постоянно проживают за пределами Республики Беларусь и являются выходцами с территории современной Республики Беларусь. В то же время в статье 4 данного Закона в числе лиц, которые относятся к белорусам зарубежья, кроме вышеупомянутых категорий, названы и граждане Республики Беларусь. Однако к гражданам Республики Беларусь принадлежат также лица, которые не идентифицируют себя как белорусы с точки зрения этнической принадлежности и не являются выходцами с территории современной Республики Беларусь. В результате такого законодательного подхода круг белорусов зарубежья согласно статье 4 Закона шире, чем установленный в абзаце втором статьи 1 Закона.

По мнению Конституционного Суда, развернутое определение правовой категории в специальной статье Закона исключает приведение узкой дефиниции того же понятия в другой его статье. Такой подход будет способствовать обеспечению логического построения и внутренней согласованности нормативного правового акта, точному пониманию содержания всех его положений, единообразию правоприменительной практики.

В решении Конституционного Суда также отмечено, что о наличии правовой неопределенности свидетельствует использование в Законе «Аб беларусах замежжа» понятия «национальные права», развернутое определение которого отсутствует как в этом Законе и других актах законодательства, так и в правовой доктрине, что осложняет выработку правовых средств защиты данных прав. Конституционный Суд сделал вывод о необходимости при дальнейшем совершенствовании правового регулирования государственной политики в области отношений с белорусами зарубежья устранить указанную правовую неопределенность путем конкретизации индивидуальных и коллективных прав белорусов зарубежья, которые нуждаются в их обеспечении Республикой Беларусь.

6. Конституционный Суд, конкретизируя и развивая конституционные принципы и нормы применительно к специфике отдельных сфер общественных отношений, в ряде решений формулировал правовые позиции о необходимости соблюдения иных конституционных принципов (обязательности судебных постановлений, свободы предпринимательства и др.) при законодательном регулировании отношений, а также ориентирующие законодателя на соответствующие направления совершенствования его нормотворческой деятельности.

6.1. Как отмечено в решении Конституционного Суда от 2 июля 2014 г., принятом по результатам проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании», из анализа положений Конституции, предусматривающих предоставление государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирование равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также гарантирование всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, осуществление регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13), следует вывод о том, что в Республике Беларусь должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, в том числе путем установления правовых основ ценовой политики.

По мнению Конституционного Суда, это предполагает прежде всего свободу предпринимательства, которая представляет собой универсальный (интегрированный) конституционно-правовой принцип, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принципы равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, свободы конкуренции и др.).

6.2. В принятом по результатам проверки конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» решении от 20 июня 2014 г. Конституционным Судом указано, что из части третьей статьи 21, части первой статьи 60 и части второй статьи 115 Конституции, в соответствии с которыми государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и предусмотренные международными обязательствами государства, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, а судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц, в их взаимосвязи с положениями международно-правовых актов следует, что конституционное право на судебную защиту включает не только возможность обращения в суд, но и своевременное и полное исполнение судебных решений.

По мнению Конституционного Суда, исполнение судебных постановлений и иных актов, п
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter