Портфель для Вани, а туфельки для Тани?

Отечественные брючные костюмы для старшеклассниц больше похожи на рабочие робы

Наш корреспондент убедилась, что отечественные брючные костюмы для девочек-старшеклассниц больше похожи на рабочие робы тружеников лесопильного цеха

Из года в год потребительская кооперация переживает настоящий экзамен на оперативность, повышение качества услуг и внимания к запросам маленьких клиентов. 

Насколько удается это придвинским кооператорам? Найти ответ на злободневный вопрос я попыталась, отправившись в Сеннен­ский район…

— Мы уже провели подворный обход на своей территории, — рассказывает в деревне Белая Липа продавец магазина товаров повседневного спроса Елена Горнивецкая. — У нас 32 школьника, в специальную тетрадь записали кому что нужно. Вот семь учеников пока остаются без заявок – отдыхают в лагерях, родители не могут определиться с размерами. Как только вернутся – учтем и их пожелания. Кому-то нужны кеды, спортивный костюм, нарядные туфли…

В райцентре Сенно кооперативная торговля также не дремлет. На центральной площади — палатка с яркой вывеской в форме солнышка — «Школьный базар». Здесь у продавца универмага Валентины Батардиновой есть все необходимое для завтрашнего школьника. Если же покупателей заинтересует более широкий выбор – его пригласят в универсальный магазин.

Первая благодарная покупательница Елена Невзорова с дочкой-второклассницей Ольгой только что отоварились: школьная форма (юбка и пиджак), маечка, спортивный костюм и брючный трикотажный. Знаете, на какую сумму все это потянуло? Всего на 126 тысяч рублей! В чем секрет? В том, что красивый наряд был выпущен белорусским производителем в минувшем году и продавался уже без торговой надбавки.

— Мы часто используем подобные методы удешевления, — рассказывает директор ЧУП «Сенненские промтовары» Жанна Евзикова.Если модель прошлогодняя, поставщики снижают цены. Для сельских школьников это замечательная возможность одеться и красиво, и дешево. Тем более что белорусские дизайнеры на кардинальные перемены не идут, за модой не гонятся. А потому и разницы в моделях не чувствуется.

Вот и маленькая мурманчанка Аня Ивашкова, приехавшая на Витебщину с родителями отдохнуть, тоже надеется купить все обновки к школе именно в Сенно. Тем более что в далеком северном городе уж точно аналогов белорусским нарядам не сыщешь.

Как рассказала начальник отдела торговли непродовольственными товарами облпотребсоюза Татьяна Цыркина, на Витебщине к традиционному школьному буму начали готовиться несколько месяцев назад на основании специального распоряжения облисполкома.

По весне потребительская корзина для девочек-первоклассниц составляла от 430 до 770 тысяч рублей, мальчика – от 396 до 700 тысяч. Цены трудно удержать на месте и сейчас, конечно, можно запросто накидывать к этим суммам еще процентов 10—15.

На специализированной выставке-ярмарке «Белтекслегпром. Весна-2010» витебчане заключили договора о поставках, детально изучили численность и возраст «школьного населения». В целом по области сельских учеников свыше 56,6 тысячи человек, в том числе – 4700 первоклашек. Все детишки «взяты на карандаш».

В Сенненском районе предстоит «одеть» 2670 учащихся, в школы придут более 220 первоклассников, да еще необходимо выполнить заявки по обмундированию 92 воспитанников школы-интерната. Дважды за месяц кооператоры объедут все крупные населенные пункты, по согласованию с руководителями хозяйств возможна продажа детского ассортимента в счет зарплаты их родителей.

— Поставки школьной одежды нам осуществляют около полутора десятков швейных предприятий Беларуси. Две недели назад завозили детскую одежду из Бобруйска, завтра снова машина на фабрику идет, — делится планами Жанна Евзикова. — На этот раз на прилавках появятся совершенно новые модели костюмов для девочек и мальчиков от 32-го до 38-го размера. Больше не берем – сложно продать.

Почему сложно? Потому что, вопреки родительским пожеланиям, многие подростки отказываются приобретать обновки в магазинах, предпочитая им рыночный ширпотреб. Это признают и продавцы. Выложить в магазине 80 тысяч за блузку для третьеклассницы было бы не жалко, но модель выглядит неприглядно, а за 45 тысяч и вообще смотреть не на что. Рынок предлагает более модный и практичный модельный ряд.

Много разных мнений пришлось изучить, но ясно одно: покупателей устраивает качество товаров отечественного производителя. Не устраивает в ряде случаев работа дизайнеров. Сегодня для девочки-подростка сложно подобрать красивую и недорогую обувь. Размер-то уже взрослый, а модели – как в первом классе. Что делать? В итоге модницы тащат родителей на рынок, встают на шпильки, а через месяц-два (в лучшем случае) уже обивают пороги обувных мастерских.

Создается такое впечатление, что разработчики ассортимента для предприятий отечественного легпрома не имеют собственных детей и никогда сами ими не были. В то же время продавцы универмагов показывают немногочисленные модели, выпущенные на коммерческих предприятиях страны,— контраст со знаком плюс существенный. Можно, оказывается, и строгий стиль соблюдать, и модную одежду делать. Однако «курьезы» отечественного легпрома порой вызывают не только негодование, но и смех. У тех же сенненцев уже два года висят серые вельветовые брючные костюмы для девочек-старшеклассниц, похожие на рабочие робы тружеников ударного лесопильного цеха. Стоимость? Без торговой надбавки 160 тысяч рублей! Кому нужен такой товар? Так же как и хлопчатобумажные свитера — гольфики, которые теряют вид уже после первой стирки.

Мой консультант Татьяна Цыркина рассказывает, что подобных вещей, составляющих на прилавках «мертвый груз», довольно много. Среди них и тяжеловесные полушерстяные девичьи костюмы. Такие несостоявшиеся «обновки» и списать нельзя, и производитель обратно не берет. Есть проблема и с детской обувью – монополисты из Лиды и Могилева, в отличие от других поставщиков, требуют предоплату, зачастую не могут оперативно выполнить заявки на отгрузку. А ведь ложка дорога к обеду.

Относительно рыночного ширпотреба — товары отечественных производителей, которые соответствуют гостам по содержанию в тканях натуральных волокон, более комфортны и полезны, чем рыночная синтетика. Практика же показывает, что только за счет высокого качества товара, но порой убогого по внешнему виду, конкурентов не обойти.

А потребительская кооперация Витебщины тем временем старается угодить каждому покупателю. Ее работники объезжают поселки и деревушки, здесь же, у автомагазинов, приглашают в деловые партнеры работников культуры, налаживают праздничные гулянья. До начала учебного года они проведут более 250 выставок-ярмарок и распродаж.

Фото: Татьяна ВЛАДИМИРОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter