«Поражение не всегда означает полный крах»

Инна Афанасьева — об участии в конкурсах и сложностях работы в жюри

Певица Инна Афанасьева — о «Славянском базаре в Витебске» и своей второй родине, об участии в конкурсах и сложностях предстоящей работы в жюри

Заслуженная артистка Беларуси Инна Афанасьева – неоднократная, а точнее, постоянная участница «Славянского базара в Витебске». Программа практически каждого фестиваля не обходится без ее выступлений. Но на нынешнем празднике искусств у известной певицы особый статус. Она представляет Беларусь в международном жюри конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2010». Перед началом форума искусств корреспондент «Р» встретилась с Инной Афанасьевой.

— Инна, «жюрить» вам наверняка не впервой?

— Действительно, приходилось, и не раз. Но, честно говоря, для меня это дело достаточно сложное. Мне не очень уютно психологически от того, что нужно кого-то оценивать и тем более судить. Ведь каждый человек, который выходит на большую конкурсную сцену (разумеется, я здесь имею в виду не смотр художественной самодеятельности), уже обладает талантом и харизмой. К тому же я прекрасно понимаю, что такое волнения, переживания перед выступлением. Каждому артисту хочется, чтобы его полюбили, запомнили. Человек творческий всегда очень болезненно воспринимает, если им не интересуются, если его не приняла публика. Словом, время конкурса для меня как члена жюри – это, безусловно, работа интересная, но и определенный стресс, ведь я нервничаю за каждого конкурсанта.

— А на чем основываетесь, выставляя тот или иной балл?

— Человека талантливого видно сразу. Это чувствуется интуитивно. А критерии определить очень сложно. Ведь бывает, что человек не поет, а просто шепчет, но слушать это нравится. А другой орет с диапазоном в три октавы и остается неинтересным, незаметным. Я думаю, в каждое дело, в том числе и в исполнение песни, важно вкладывать душу. Душа видна всегда. И если такой артист выходит на сцену, его выступление понравится зрителям, тронет любое, пускай и самое строгое жюри и получит высокие баллы и оценки.

— Может, не все знают, но именно в Витебске случился ваш первый выход на большую конкурсную сцену.

— В этом смысле в Витебске я старожил. Участвовала в конкурсе I Всесоюзного фестиваля польской песни, из которого впоследствии вырос «Славянский базар». Это был 1988 год. Фестиваль по тем временам грандиозный, масштабный. Конкурсный отбор серьезный, в три тура, 128 претендентов. У меня был 124-й номер выступления.

В одном из туров я пела очень красивую песню о неразделенной любви знаменитого польского композитора и музыканта Северина Краевского. В любви я, тогда восемнадцатилетняя девчонка, ничего еще толком, конечно, не понимала и на сцене, наверное, выглядела ребенком, который старательно пытается петь о чем-то взрослом и серьезном. Но, возможно, это как раз и тронуло зрителей и жюри. Понравилась и вторая моя песня из репертуара очень модного и популярного тогда польского джаз-бэнда Алекса Малишевского. В общем, пройдя в числе 14 участников в первый тур, в финале конкурса я заняла третье место.

Конкурсная сцена «Славянского базара» мне тоже знакома. В 1992 году, на самом первом фестивале, столицей которого был провозглашен Витебск, я стала лауреатом второй премии. Кстати, тогда витебский фестиваль был первым, где конкурсные премии подтверждались деньгами. За свое второе место я получила 40 тысяч рублей. Не помню, правда, куда их потратила, как-то незаметно они растворились. Сейчас, конечно, сразу отдала бы на благотворительность. Но тогда об этом я еще не задумывалась, к благотворительной деятельности пришла немного позже, в 25 лет.

— Что, по-вашему, дают конкурсы и так ли важна в них победа?

— Думаю, все зависит от человека, который берется участвовать в них, от того, что им движет, к чему он стремится. Например, знаю артистов, на счету которых десятки побед, они щелкают эти конкурсы как орехи и просто зарабатывают таким образом деньги: ведь сейчас, как правило, лауреатские звания подтверждаются финансами.

А бывает, что конкурсы ломают, и нередко людей талантливых. Вообще, думаю, надо осторожно подходить к своему участию в конкурсах. Спросить себя: сможешь ли адекватно оценивать ситуацию, пережить неудачу, те не всегда приятные слова, которые тебе, возможно, скажут, те не самые высокие баллы, которые, возможно, выставят. С другой стороны, и успех тоже нужно уметь пережить. Многие молодые артисты этого не понимают, считают, что победа в конкурсе – это апофеоз карьеры, после которого можно только сидеть с короной на голове и пожинать лавры. Но победа не всегда гарантирует дальнейший профессиональный успех на сцене, и настоящая работа начинается именно после конкурса, ведь артисту нужно продолжать двигаться вперед.

— Что вы пожелали бы тем, кто все же отважился вступить в нынешнюю конкурсную борьбу?

— Исходя из всего вышесказанного, наверное, силы характера и понимания, что поражение не всегда означает полный крах и победа не всегда приносит только счастье. А самое главное – несмотря на все конкурсные волнения и занятые места, почувствовать настроение фестивального праздника, получить удовольствие от возможности общаться с другими исполнителями, от знакомства с их творчеством. Чтобы воспоминания о времени, проведенном на фестивале в Витебске, были связаны только с приятными эмоциями, с ощущением любви и добра.

— А с каким настроением вы собираетесь в Витебск?

— Я люблю Витебск и каждый раз приезжаю в этот город, как к себе домой. Кстати, бывает, некоторые даже путают, думая, что я родом из Витебска, а не из Могилева. И действительно, можно сказать, что Витебск – это вторая моя родина. Здесь у меня много любимых мест, здесь я впервые вышла на большую сцену, здесь на глазах «Славянского базара» я из года в год взрослела, превращаясь из начинающей солистки в профессиональную артистку. Для меня все эти ощущения очень важны, я берегу их и храню. И каждого нового свидания с Витебском жду с удовольствием – ведь это всегда яркие впечатления, новые встречи и знакомства, общение со старыми друзьями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter