О пагубном влиянии монополий на розничный рынок

Пора сыграть в антимонополию

О пагубном влиянии монополий на розничный рынок можно говорить долго, но нагляднее всего это демонстрируют ценники в магазинах. Собственно, цены давно уже отпущены на свободу. Но выяснилось, что в такой стратегии есть ряд недочетов. Саморегулироваться рынок в условиях отсутствия в стране нормально работающего антимонопольного законодательства может, но делает это с трудом. Поэтому этот момент решили усилить дополнительным рычагом — в конце прошлой недели Президент подписал Указ № 188, которым создается Министерство антимонопольного регулирования и торговли. На новый государственный орган, который будет организован на базе Министерства торговли с передачей под его крыло Департамента ценовой политики Минэкономики, а также управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома, возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции на товарных рынках.


— В стране создается система мониторинга цен не только в торговле, но и производителей. Теперь наша торговая инспекция будет на местах объединена с антимонопольными службами, то есть в перспективе я вижу расширение ее деятельности не только с точки зрения контроля торговли, но и работы со всеми участниками рынка, — так вкратце объяснил нововведения министр торговли Владимир Колтович.

Появление нового министерства именно на платформе Минторга — шаг разумный, и в каком–то смысле ведомство это заслужило. Следует сказать, что последние полтора года оно не раз и не два проявило свою жесткую позицию по отношению к нарушителям в розничной торговле. В качестве наказания за мелкие недочеты штрафовали, а за крупные — временно закрывали объекты общественного питания, отдельные магазины и даже целые торговые сети. Предприниматели поначалу жаловались на драконовские, по их мнению, меры, но потом поняли: лучше не баловать и работать честно. Если принципиальный подход нового ведомства к оценке деятельности монополий сохранится, то покупатель от этого в итоге только выиграет.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов говорит: оптимизация антимонопольного законодательства — вопрос назревший. Теперь главный принцип президентской Директивы № 4 — «конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо» — реализован в полной мере.

— Все будет зависеть от того, как новое министерство себя поставит, насколько удастся реализовать его потенциал. Прошлый Департамент ценовой политики при Минэкономики по отношению к монополистам занимал позицию, скажем так, весьма мирную. Посмотрите статистику, сколько результативных дел по антимонопольному законодательству — в среднем не более 10 в год. Теперь, думаю, все изменится.

При этом в предпринимательских союзах говорят про еще один немаловажный момент. Создать структуру, которая будет заниматься контролем за соблюдением антимонопольного законодательства, — это начало большого дела. Важны ведь не только проверяющие, но и те, кто будет подавать им сигналы снизу. А для этого, допустим, можно было бы создать в стране систему местных предпринимательских палат.

Реализация указа, очевидно, подскажет и другие конструктивные идеи.

И еще один важный момент. С появлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли канет в Лету и такое явление, как местный протекционизм. В Минске такая проблема остро не стоит. А в регионах нередко можно столкнуться с тем, что на полках в магазинах представлены только товары местного производства, а вот, допустим, хлебопекам из других областей путь на прилавки закрыт. Понятно, сейчас такое станет невозможно.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 106 (24988). Вторник, 7 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter