Елена Довнар-Запольская о календаре и традициях

Попутного ветра

Календарь и традиции
Что ж, все идет своим извечным чередом. Прежде к этому времени уже постепенно замерзали реки. Как будет теперь — посмотрим. Тем не менее на 19 ноября приходится Варлаам, о котором говорили, что он «лёд ставiць», снегопад в этот день обещал снежную зиму. 21 ноября отмечается память архистратига Михаила, Михайлов день. Святой архистратиг Михаил считается верховным военачальником в битве с врагами Бога и выступает ангелом–хранителем всех христиан. С этим днем связаны приметы–прогнозы о будущей погоде на длительный период. Зима только собирается входить в настоящую силу, а вместе с тем уже только месяц остается до момента зимнего солнцестояния, после чего начнется постепенный поворот солнца «на лета». По народным представлениям, между Михайловым днем и «Мiколай–зiмовым» существует определенная связь, поэтому требовалось внимательно и умело подмечать, сопоставлять метео– и фенологические проявления периода, хорошо знать поведение птиц и животных, чтобы точно определять предстоящую погоду и виды на урожай. Например: «Калi на Мiхала мароз зямлю сцiсне, то на Мiколу будзе адлiга i зямлю адпусцiць». Иней прогнозировал сильные снегопады, туман — потепление. Погода на Михаила позволяла делать весьма долгосрочные прогнозы. Так, если «Мiхал са снегам, то i Пасха будзе па снягу». Но особая роль в этот день отводилась ветру: «Iдзе Мiхалаў дзень i з халодным вятром». Вообще, ветер в народной традиции воспринимался двояко: с одной стороны, он могучая стихия, которая как бы противопоставляется всем нечистым силам и сдувает их, а с другой — сам может быть порождением и олицетворением зла. В некоторых регионах разную нечисть так и называли: «вятры, ветры». Само появление ветра иногда трактовалось как особая связь с иным миром, предполагалось, что направлением его управляют младенцы, которых «прыспала» неосторожная мать. На Белорусском Полесье ветер представляли в виде огромного толстого человека с большим животом, растрепанными длинными волосами и вывернутыми губами. Одет такой «ветер» в бесформенные развевающиеся одежды с длинными прорезями и широкими рукавами. Размахивая руками и рукавами, он и создает движение воздуха. Именно с ветром, считали прежде, всякая нечисть насылает на человека свои чары. Но одновременно и неприятности, неудачи, болезни традиционно отсылались на тот же ветер: «чтобы ветром сдуло и как не бывало», «вятры яго вазьмi».

В свою очередь благотворная сила ветра помогала человеку: разгоняла дождевые тучи, надувала паруса у кораблей, недаром и до сих пор звучит у нас пожелание удачи: «Попутного ветра!» И в сказках «ветры буйные» нередко приходят на помощь человеку, прогоняя зло.

На протяжении многих веков нашим предкам служили ветряные мельницы. Считалось, что мельник находится в своеобразном сговоре с ветром, поэтому умеет «запрягать» ветер, подбрасывая вверх пригоршни муки. Кстати, чтобы не вызывать его сильные порывы, запрещалось сжигать сухие ветки–«галлё», что совершенно разумно. Ветер, внезапно налетевший в теплый ясный день, считался знаком того, что либо где–то в воде тонет человек и ветер своими порывами старается его выбросить на берег, либо, возмущенный возможной безвременной смертью, стремится вырвать человека из петли и сохранить ему жизнь.

22 ноября в православных храмах вспоминают преподобную Матрону, в народе это зимний «прысвятак» Матруны. Иней на деревьях в такой день предвещает длительные холода, а туманы — к оттепели.

Советская Белоруссия №217 (24598). Пятница, 14 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter