Попс–идеология

Pet Shop Boys («Пет Шоп Бойз») Yes («Да») (11 треков)СD–обзор ушами Сергея Пукста

Pet Shop Boys («Пет Шоп Бойз») Yes («Да») (11 треков)


В этом году в родной Британии музыкантам вручили премию «За выдающийся вклад в развитие музыкальной индустрии». И хотя Нил Теннант активно изображал удивление, едва ли это явилось сюрпризом для меломанов и самих музыкантов. Награда выглядела вполне заслуженной. Думаю, в первую очередь потому, что «Пет Шоп Бойз» никогда не были чисто развлекательным проектом. В их незатейливых на первый взгляд мелодиях всегда присутствовал неуловимый оттенок искусства.


В начале 80–х группа начала свое восхождение с США, где их композиция West End Girls («Девушки из Вест–Энда») стала дискотечным хитом. При этом группа не брала рейтинговых высот в родной Британии. Позже со сменой продюсера популярность пришла к дуэту уже по обе стороны океана. И дело было не только в музыке. Казалось, залог успеха дуэта Нила Теннанта и Криса Лоу состоял в их чуткости к веяниям моды и визуальному воплощению своей музыки. Среди прочего свою роль сыграло и очевидно антиклерикальное по содержанию видео к композиции из второго альбома It’s a Sin («Это грех»), снятое культовым британским режиссером Дереком Джарменом. Маэстро впоследствии выступил в качестве постановщика шоу первого концертного турне группы, попутно снимая для группы сценический видеоряд. К слову, любовь к визуальным эффектам не всегда доводила до добра. Известно, что «Пет Шоп Бойз», будучи вполне успешной в коммерческом плане группой, впервые отправились в мировое турне лишь через 10 лет после основания по причине того, что шоу, планировавшиеся до этого, требовали слишком больших затрат и вряд ли бы окупились. Также небесспорен клип Home and Dry («Быть в безопасности»), где снимались исключительно крысы Лондонского метро.


Думаю, самое время поговорить о последнем творении заслуженных артистов Великобритании.


Открывающая альбом песня Love Etc. («Любовь и т.д.») (выпущенная отдельно на предваряющем альбом сингле) оставляет довольно сильное впечатление. Красивая, изобретательная и, самое главное, непохожая на привычный «Пет Шоп Бойз» музыка. Далее даже не очень эрудированный слушатель узнает довольно беззастенчивую, но иронично переосмысленную цитату из Чайковского в All Over the World («Во всем мире»). Все это наталкивает на размышления о любви британских поп–музыкантов ко всему русско–советскому, от гимна СССР, угадываемого в песне Go West («На Запад»), до целого альбома с названием «Броненосец «Потемкин». Далее приятно радует неожиданно ковбойский колорит песни Beautiful People («Красивые люди») с потрясающим припевом. Затем мы слышим вполне дискотечную и сопоставимую с хитами 80–х Did You See Me Coming («Ты видела, как я пришел?»). Далее следует минорно–танцевальная Vulnerable («Уязвимый») с обязательной освежающей гармонией в припеве. Чуть позже наш энтузиазм охлаждается проходной More Than a Dream («Больше чем мечта»). Затем можно услышать несколько излишнюю, но вполне оправданную в припеве претенциозность в песне Building a Wall («Возводить стену»). И потом просто растворяющая в неге King of Rome («Император Рима»), чем–то напоминающая воздушные композиции Джорджа Майкла (кстати, в свое время сотрудничавшего с группой). На контрасте работает достаточно энергичная Pandemonium («Кромешный ад»), которую сменяет страшно банальная, без единого живого места The Way It Used to Be («То, как это было раньше»). Завершает альбом композиция Legacy («Наследие») с несколько натужными диссонансами, которые должны были, видимо, оправдать использование оркестра. В струнных намечается волнение, сходное с музыкой к фильму «Последнее танго в Париже», что, безусловно, не может быть плохо. Позже музыканты заставляют слушателя преодолеть сомнительный переход на три четверти, где его ждет неизбежный катарсис.


Несмотря на то, что создается впечатление, что фантазия у музыкантов ближе к концу альбома истощается, чувствуется, что на 28–м году существования парням очень даже есть что сказать. Думаю, нечто сходное с манифестом есть в словах «теневого» участника дуэта Криса Лоу:


«Я не люблю кантри. Я не люблю рок–музыку, рокабилли, и рок–н–ролл в частности. Мне и в самом деле многое не нравится. Зато то, что я люблю, я люблю со всей страстью».


То есть мое смутное ощущение, что это «больше чем поп–музыка», получает внятную идеологическую подпорку. И все становится на свои места. Все это время «Пет Шоп Бойз» играли принципиальный и честный антирок.


И именно благодаря этой идейной составляющей они звучат так долго.


И так убедительно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter