Попрание спящих. Кто обогащается на покойниках?

Наш читатель из Минского района Алексей Редкин написал, что на одной из городских свалок обнаружил множество могильных памятников.
Наш читатель из Минского района Алексей Редкин написал, что на одной из городских свалок обнаружил множество могильных памятников. Относительно свежих: 1985 - 1986 годов. Дескать, не заинтересует ли этот факт редакцию? Отыскав дом автора в деревне Старое Село, застаю лишь жену. Спрашиваю: "Какое отношение муж имеет к свалкам и надгробиям?" - "Никакого. Работает водителем автокрана. Но такая у него философия: если прошел спокойно мимо дикого факта, то, считай, не человек".

Свалка

"Спецполигон" под Колядичами - это и есть свалка: огромный, высоченный холм утрамбованного хлама. На самом верху Алексей показывает надгробия. В нескольких грудах (видимо, свозили самосвалами) - многие десятки памятников, еще не заваленных мусором. Еврейские имена соседствуют с белорусскими. "Черникович Ольга Моисеевна 1923 - 1985. Дорогой, любимой жене, мамочке, бабушке". Федор Крюк умер в 85-м, Гита Лурье - в 86-м. Смотрим другие надгробия: Цвасман Двейра, Шикова Ефросинья, Голубев Николай... Нижайшие извинения тем читателям, кто, возможно, найдет в этом списке родные имена.

...И тут слышим командный крик: "Немедленно ко мне! Кто такие? Журналисты? Да хоть "менты"! Я и сам..." В руке невесть откуда взявшегося парня видим пистолет. Он, похоже, не шутит: "Откройте багажник! Может, вы труп привезли закопать. Въезд строжайше запрещен! Все вопросы - к начальству!"

Свалка находится в ведении предприятия "Экорес" ("Экология, ресурсы"), с офисом в Шабанах. Как здесь выяснилось, на свалку из всего города свозятся лишь промышленные и строительные отходы - пищевые и бытовой мусор везут в другие места. В среднем приходит сотня машин в день, поэтому директор "Экореса" Иван Хомич не смог сказать, когда и откуда привезли надгробия.

Одновременно подивился поведению подчиненного: "20 лет работаю, но впервые слышу, чтобы кого-то на свалке вооружали. Напишите докладную, разберусь". Но я не хочу неприятностей бдительному, доблестному сторожу. Может, то была пластмассовая копия или "пугач"? Ночью здесь должно быть жутковато, а любителей пошарить в промышленных отходах немало.

Но откуда все-таки столько памятников? Директор столичного спецкомбината бытового обслуживания Валерий Чеметьев говорит мне, что ни одно из подведомственных ему 19 (девятнадцати!) кладбищ в последнее время целиком не сносилось. Спрашиваю диспетчера автотранспортного цеха: "Выписывались ли путевки на вывоз надгробий?" Отвечает: "В путевках указываем лишь кладбище и работу, вывоз мусора, например. Что конкретно и куда везут - не проверишь. Могли нанять и частный грузовик".

Пробую искать наугад: на котором из кладбищ уничтожались могилы? Дело безнадежное! Тут нужна какая-то система поиска. "Систему" подсказывают работники одного из магазинов "Ритуал".

Бизнес на костях

"След верный - это однозначно торговля земельными участками!" - одобряет мой интерес Валерий (представляется, дает визитку, но имя просит изменить).

Магазин частный. К захоронению непосредственного отношения не имеет: это целиком в монополии государства. Валерий лишь торгует - венками и цветами, крестами и гробами, - чтобы людям не ездить за специфическим товаром через весь город. Но в кладбищенские дела, скажем так, посвящен. Недавно и самому выпала скорбная доля искать место для могилы. Запросили 250 долларов. А знакомые россияне хотели похоронить человека на минском Московском кладбище. "Тысяча "баксов" - и никаких проблем!" Гости еще подивились: в Москве меньше чем с 5 "штуками" и не подходи!

Спрашиваю: "Через сколько лет можно снести надгробие и произвести новое захоронение?" Валерий заспорил с Сергеем, то ли коллегой, то ли партнером. Один говорит - 25 лет. Другой - 50! Все вместе читаем Закон "О погребении и похоронном деле", принятый в нашей стране в ноябре 2001 года, и... не находим упоминания о сроках. "Ясно, что через 15 лет уничтожать могилы не имели права! - утверждают оба. - Ясно, это бизнес!". Обсудили вариант: родственники обновляют памятники. Так много одновременно и таких добротных - исключено! Объяснили, как можно спрятать концы в воду. Одна из схем: по имени и состоянию могилы легко вычислить, что в 80-х родственники уехали в Израиль...

Как проверить версию? Мои собеседники подсказали такую систему. В адресном бюро или загсе получаешь справку, где был прописан умерший. Находишь родственников. Они-то и укажут искомое кладбище и точное место. Если, конечно, их не хватит удар при виде чужого имени на могиле близкого...

Но в адресном бюро названные мной покойники уже не числились: через 6 лет сведения о них уничтожаются. А в загсе при спецкомбинате, где выдают справки о смерти и где сведения сохраняются, мне отказали: вы, мол, не работник следственных органов. Замкнутый круг!

Что ж, по кругу возвращаюсь к директору спецкомбината В.Чеметьеву, который поясняет: "Могила и надгробие принадлежат как бы конкретным людям, родственникам. Но за порядок на кладбище спрашивают с нас. И если могила не ухожена, если зарастает бурьяном (следует выразительный жест: рукой по шее)... Поэтому пишем объявления, предупреждаем, что могила может быть снесена. Возможны ли злоупотребления? Под следствием, например, заведующий и смотритель Восточного кладбища..."

Настаиваю: "Но какой-то нормированный срок сохранения неухоженной могилы есть? Пять лет, шесть, десять?.." Директор лишь пожимает плечами. Боюсь, что в отсутствии конкретного ответа и кроется разгадка. Кстати, недавно наша газета сообщала ("Ничто не вечно под луной", 11 мая с.г.), что по одной из инструкций срок функционирования кладбища определен в 40 - 60 лет. Опять же, неконкретно. Да и как считать: от момента первого захоронения или последнего по сроку?

Лично к В.Чеметьеву претензий нет. Огромное хозяйство, полтысячи работников только в производстве: памятники, венки, гробы, транспорт... Ему ли отслеживать судьбу надгробий? Начальство далеко, а там, среди могил, реальным хозяином - как сторож с пистолетом на свалке! - остается кладбищенский работник с лопатой. Это подтвердят большинство тех, кому случалось хоронить. Значит, ему и решать: достаточно ли заросла могила, чтобы перепродать место. Он и решает. За 250 у.е. Можно достаточно смело утверждать, что надгробия на минской свалке означают одно: по чьим-то карманам разошлись тысячи долларов!

При этом госрасценка для места на обычном кладбище составляет сегодня 12 тыс. рублей. Впрочем, на "элитном" Московском официальная цена ненамного отличается от негласной: 830 тыс. рублей. Но дело не только и не столько в деньгах. Поэтому хотелось бы воззвать и к тем, кто захоронения, очевидно, "покупает".

Кто ответит?

Людьми нас делает, по большому счету, память и почтение к предкам. Попрание их праха всегда считалось - в среде любых конфессий! - делом дурным, черным и... наказуемым.

Инна Герасимова, координатор научных программ и директор музея Минского еврейского общинного дома, поведала мне отнюдь не мистическую историю одного частного дома в Мире. Строители пренебрегли неписаным законом, и... на жильцов посыпались несчастья, болезни, смерти.

И.Герасимова пояснила особенности трепетного отношения к могилам среди иудеев. Когда первый еврей поселялся в новом месте, он первым делом выкупал место на кладбище. В Петрикове, например, общественная организация "Хэсэд рахамим" содержит кладбище, на котором не хоронят уже десятилетиями - это рассказал мне уже упоминавшийся Сергей.

Да, в 80-х многие уезжали из СССР, что называется, с концами. Не веря, что смогут когда-либо вернуться. Но сейчас возвращаются и, вполне может быть, не находят могилы родных.

А что у православных? Вот как прокомментировал мой рассказ о надгробиях на свалке епископ Борисовский Иоанн, викарий Минской епархии

: - Факт кощунственный, это мягко говоря. Даже страшный. Человек имеет право на память о себе. Сотворившие зло напрасно думают, что это сойдет с рук. Кому-то придется отвечать - им самим или детям.

- Владыка, прошу уточнить: когда по христианским канонам возможно захоронение на месте прежней могилы?

- Никогда! В ту же могилу нельзя хоронить даже через 100 лет! Поэтому в прежние, дореволюционные, времена кладбища просто закрывались и досматривались. Забвение и пренебрежение к памяти во многом объясняют сегодняшнюю бездуховность.

Надругательства над могилами случаются в разных странах. То где-то в Европе разрисуют свастикой еврейские надгробия, то в Краснодаре скинхеды повалят армянские. В комментариях эти акции однозначно трактуются как варварство, вандализм. Случай в Минске, хотя и не имеет явной антинациональной или антирелигиозной окраски, даже более вопиющий, дикий! Там, по крайней мере, "лишь" надругательство над могилами, здесь - их массовое уничтожение без конфессионального разбора.

Мороз по коже: надо же как-то извлечь останки, куда-то их деть... Или на месте могил предполагается зеленая лужайка? Что-то не встречал я таких на наших кладбищах. Даже если сносятся лишь надгробия - стирается не компьютерный файл: память о человеке. Начисто! В любом случае факт требует не только журналистского расследования, но и объяснений со стороны коммунальных служб.

...Минское Военное кладбище. "Борис Александрович Плеханов, корнет лейб-драгунского Псковского Государыни Императрицы Марии Федоровны полка. Род. 17 июня 1875 года. Ум. 12 октября 1900 года". Прошло столетие, как нет в живых ничем не знаменитого корнета. Но 29 мая 2002 года на могиле лежали живые цветы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter