Помощь по прейскуранту

"Я - одинокий человек, - пишет нам инвалид II группы, ветеран труда Тамара Александровна Журавлевич из Житковичей.
"Я - одинокий человек, - пишет нам инвалид II группы, ветеран труда Тамара Александровна Журавлевич из Житковичей. - Мне 75 лет. С 1992 года меня обслуживает на дому социальный работник Житковичского райсобеса. Недавно инспектор отдела соцзащиты сообщила, что отныне я должна платить за эти услуги. Но ведь моя пенсия - всего 85 тысяч рублей. Я и другие мои знакомые инвалиды считаем это решение абсурдным..." Такие письма приходят в редакцию каждый день. Оно и неудивительно: ведь сегодня социальной помощью на дому пользуется более 86 тысяч пожилых людей и инвалидов. И вот с 1 сентября тем из них, кто не входит в категорию льготников, обслуживание придется оплачивать. За комментарием корреспондент "СБ" обратился в Министерство труда и социальной защиты Беларуси.

- Вообще-то платная социальная помощь на дому, - говорит главный специалист отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Янина Ладышева, - практикуется в стране с 1994 года. Правда, до последнего времени она не имела широкого распространения. Сегодня формируется единая система адресной социальной помощи. Идет процесс упорядочения социальных льгот с учетом реальной потребности в них конкретных людей. Соответственно пересматриваются и подходы к порядку предоставления социальных услуг.

Несмотря на острый дефицит средств, государство бесплатно обслуживает малообеспеченных одиноких и одиноко проживающих людей, чьи трудоспособные родственники, по закону обязанные их содержать, живут за пределами страны. Кто считается малообеспеченным? Те, у кого доход ниже бюджета прожиточного минимума. Сегодня БПМ составляет 74 тысячи 444 рубля. Бывает, конечно, что пенсия больше БПМ всего на пару тысяч. В подобных случаях, а также при каких-то других жизненных обстоятельствах исполкомы вправе решать вопрос об оплате социальной помощи индивидуально.

С 1 сентября на условиях полной оплаты мы будем обслуживать клиентов, чьи трудоспособные дети, родители или супруг(супруга) живут в том же городе или деревне. Столько же придется платить и тем, кто проживает в одной квартире с трудоспособными членами семьи. Для остальных предусмотрена частичная оплата, которая составит 50 процентов от полной стоимости социальных услуг. Напомню, что по нашему пенсионному законодательству 10 процентов пенсионеров имеют к пенсии надбавку на уход. Для инвалидов I группы она составляет 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (18 тысяч 611 рублей) и 50 процентов - для одиноких инвалидов II группы, по заключению медиков нуждающихся в постоянной посторонней помощи, а также пенсионеров, достигших 80-летнего возраста. Эти суммы фактически покрывают расходы на социальную помощь. К сожалению, не все используют свое право на надбавку. Почему? Слишком утомительна для пожилого человека та же процедура оформления инвалидности.

Дифференцированный подход к оплате социальных услуг - шаг, несомненно, разумный. Однако тут, как в любом новом деле, есть свои подводные камни. По закону дети в самом деле обязаны заботиться о своих престарелых родителях, родители - о детях и т.д. По идее, если эта законодательная норма не выполняется, можно обратиться в суд. Но таких прецедентов пока не было. По словам Янины Ладышевой, в большинстве случаев за помощь социального работника старики платят из своего кармана, точнее из своих скромных пенсий. В то время как вполне трудоспособные чада донимают сотрудников министерства звонками, дескать, помогите моей престарелой маме. Между тем полная стоимость услуг соцработника составляет от 13 до 26 тысяч рублей - в зависимости от места жительства и объема работы. В городе обслуживание обходится дешевле. На селе - дороже: быт сельчан тяжелее. И все же, согласитесь, не такая уж неподъемная сумма для работающего человека.

Казалось бы, в новых правилах оказания социальной помощи на дому учтены все нюансы. Однако порой, узнав о том, что она стала платной, старики отказываются от услуг государственных соцработников в пользу альтернативных форм обслуживания, которые может предложить, к примеру, нацелившийся на квартиру одинокого человека сосед или частная фирма. Хотя, по мнению специалистов, служба государственной социальной помощи, в отличие от самодеятельных помощников, была и остается наиболее надежной с юридической точки зрения. По крайней мере, за добросовестность их сотрудников есть кому поручиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter