О чем говорит принятая Европарламентом резолюция по нормализации российско-европейских отношений?

Полуостров раздора

В минувший четверг Европарламент принял резолюцию, в которой одним из условий снятия санкций с России и нормализации российско-европейских отношений названо восстановление контроля Украины над Крымом. В документе подчеркивается приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины в пределах «международно признанных границ», а присоединение полуострова к РФ названо «аннексией». Помимо «общероссийских», документ поддерживает продление санкций непосредственно против Крыма, которые касаются запрета на ввоз в Европу крымских товаров, запрета на ввоз в Крым ряда товаров, технологий, а также инвестиций в крымскую экономику до «восстановления украинского суверенитета» над полуостровом.


Также в документе критикуется ситуация с правами человека, в особенности крымско-татарского населения, указывается на негативное влияние милитаризации полуострова на его экономику и социальную жизнь. Резолюция также поддерживает украинскую инициативу по созданию переговорного механизма «Женева+» по возвращению Крыма под украинскую юрисдикцию.

В Киеве также не преминули в очередной раз напомнить, что считают Крым «своим». Стало известно о планах по переименованию порядка 600 населенных пунктов на неподконтрольных территориях Донбасса и в Крыму в рамках программы по декоммунизации. Причем, поскольку местные органы власти, по понятным причинам, никаких предложений по переименованиям не направили, они будут осуществляться по рекомендациям Института национальной памяти — одного из главных генераторов подобных новаций.

Еще одной «громкой» новостью из Украины стало начавшееся обсуждение инициативы по введению визового режима с Россией. В принципе, данный шаг выглядит вполне логичным и закономерным в контексте политики нынешних украинских властей, направленной на фактический разрыв всех связей с Россией — политических, торгово-экономических, культурных. Разнообразные инициативы по ограничению «российского влияния», будь то запрет на ввоз книжной продукции из РФ или запрет на трансляцию российской популярной музыки, сыплются как из рога изобилия. Однако введение визового режима (а если Украина введет визы для россиян, симметричный ответ со стороны России, думается, не заставит себя ждать) затронет интересы очень большого числа людей. Поэтому, вполне возможно, дальше информационного шума эта «визовая» инициатива не пойдет.

Как бы там ни было, но все эти события лишь ухудшили и без того далеко не радужный фон как российско-украинских, так и российско-европейских отношений, что, в свою очередь, может негативно сказаться на процессе урегулирования конфликта на Донбассе.

«Крымский» демарш Европарламента, по сути, перечеркивает наметившийся консенсус между Россией и ЕС по урегулированию ситуации на Донбассе. Для Москвы немаловажным мотивирующим фактором участия в минском процессе было ожидание отмены санкций со стороны ЕС, и такие сигналы от европейских политиков неоднократно приходили. Однако теперь перед российским руководством оказалось совершенно неприемлемое для него требование по возвращению Крыма Украине. Более того, сам дух и тон резолюции Европарламента вызывает вопрос: а не окажутся ли все договоренности об особом статусе и гарантиях для Донбасса нарушенными на следующий же день после подписания — при молчаливом одобрении ЕС?

Демарш Европарламента с выдвижением России заведомо неприемлемых условий свидетельствует о том, что у Москвы и Брюсселя по-прежнему нет общего понимания того, как должен быть урегулирован украинский конфликт. Декларируя приверженность минским договоренностям, стороны понимают их очень по-разному. Это, в свою очередь, означает, что этот международный кризис будет затягиваться.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter