«Получается не просто золотое колечко, а с алмазиком»

Юрий Татаринов — о хорошем сне как источнике вдохновения

Юрий Татаринов — о литературном творчестве, любви к истории и хорошем сне как источнике вдохновения

Не мы выбираем профессию, а профессия выбирает нас… Так, писательское ремесло однажды избрало Юрия ТАТАРИНОВА (на снимке). Сегодня он член Союза писателей Беларуси, основатель четырех книжных серий: «Беларусь историческая», «О любви», «Города Беларуси», «Книга для занимательного чтения на каждый день», а его «Княгиня Менжинская» по итогам работы библиотек Беларуси за 2011 год оказалась наиболее востребованной у читателей в разделе «Литературно-художественные произведения». А ведь могло все сложиться иначе, если бы выпускник факультета радиофизики и электроники БГУ имени Ленина избрал другой путь.

Юрий Татаринов родился в России в 1954 году и в возрасте 6 лет переехал с родителями в Беларусь, где его семья обосновалась в местечке Колосово Столбцовского района. Школьные годы, служба в армии — все, как у большинства ребят. А поступление в высшее учебное заведение на престижный факультет, казалось бы, предопределило будущее молодого человека. Правда, как признается писатель, уже в стенах alma mater он понял, что избранная специальность не приносит удовлетворения и в своей жизни нужно что-то менять.

— Юрий Аркадьевич, когда вы поняли, что хотите заняться литературным творчеством?

— Во время сессий, когда готовился к сдаче экзаменов. Моими предметами были оптическая электроника, электронная оптика и прочее. Мне было скучно и неинтересно. И пока остальные готовились к экзамену, я просто делал то, что мне нравилось, — писал небольшие рассказы. Меня это увлекало. Имея характер, вуз я все же закончил. Учился, возможно, не очень хорошо, но по гуманитарным наукам всегда имел пятерку по пятибалльной системе.

Профессионально литературным творчеством Юрий Татаринов занялся спустя 15 лет после окончания университета. До этого работал в Институте электроники Академии наук БССР научным сотрудником. Вот только наука не особенно прельщала, а тяга к литературе была слишком сильна. Определиться с тематикой произведений помогло давнее увлечение. Юрий Татаринов серьезно интересовался историей Беларуси. Выбор жанра стал очевидным.

— Юрий Аркадьевич, почему именно историческая проза?

— На тот момент я ничего хорошего не видел в современной жизни. 70-е — 80-е годы — полный запрет на все, поклонение социалистической идеологии. Поэтому я искал тему, время, когда человек жил более или менее свободно. Так выбрал исторический жанр. Я бы не сказал, что у меня была особая любовь к историческим повестям, что я их много читал. Но у меня были свои учителя. По стилю только один учитель — А.П. Чехов, а вот литературные интересы у меня сформировали Генрик Сенкевич и Рафаэль Сабатини.        

— С какими трудностями в свое время столкнулся начинающий писатель?

— Знаете, заасфальтированной дороги не было — сплошные поле и лес. Сплошные трудности. Только из-за любви к литературному творчеству я победил. И это в конце концов стало моей профессией. Я разобрался, как создавать литературные произведения, чтобы читателю было интересно.

Трудности постоянно встречали в издательствах: пригласят, приходишь, говорят, что произведение заинтересовало, но в то же время начинают учить, как надо и что нужно в тексте изменить. И так лет тридцать. А у меня уже готовая работа. Есть закон писателя: он поставил точку — и все! Только представьте: изобрели самолет, но кому-то его вид не понравился, работу критикуют и просят переделать. И каждый раз будут находиться люди, которым что-то не понравится. А что в итоге? Кому этот самолет потом будет нужен? Мне кажется, он должен взлететь именно сейчас и именно таким, каким его создали, а уже потом, со временем, его можно будет усовершенствовать. Так и с книгами. Мои первые вышли, когда мне было 30 лет. Они были слабенькие, но их раскупили в момент. Сейчас я их переделываю, и получается не просто золотое колечко, а еще и с алмазиком.

— В первую очередь литература для вас призвание, увлечение или работа?

— Это работа. Это профессия. Я не понимаю, когда люди называют себя писателями и для них это увлечение, хобби! Это любительство. А что такое профессиональное отношение к литературе? Жить на те деньги, которые ты заработал от продажи своих книг. Все! Ты просто умрешь с голоду, если не будешь работать и издаваться. А издаваться нужно обязательно, и много! Пусть одно и то же произведение. Написал хорошее — издавай. В России, в Польше, в Англии — не важно. Но напиши такое произведение! И пусть по нему снимут фильм, если оно того стоит.

— Юрий Аркадьевич, а как вы реагируете на критические замечания?

— Если на книгу есть реакция, любая — это прекрасно! Если нет никакой реакции — это страшно. Поэтому я радуюсь критике, тому, что кого-то произведение «пошевелило».

— История требует четкости в отражении фактов, событий, деталей. Где собираете фактический материал?

— Когда делал серию «Города Беларуси», я заезжал в каждый город, и каждая библиотека (я работал в них) дарила мне книгу серии «Память», у меня образовался целый комплект. Я обязательно прочитывал первые страницы, которые посвящены древности. Книги эти написаны в основном преподавателями вузов, уважаемыми людьми, я знакомился с мнением каждого из них, потом создавал свою концепцию происхождения того или иного города, государства, анализировал, кто такие белорусы.

— На мой взгляд, «Города Беларуси» — одна из уникальных книжных серий. Как возникла идея ее создания?

— Я хотел заполнить нишу, которая существовала до создания этой серии. Я хотел, чтобы люди знали и помнили о своих городах, а потому решил отразить в книгах следующее: происхождение названия, владельцы города, замок, инфраструктура, названия улиц, церковь, костел, монастырь, промышленные строения (к примеру, в Кричеве — фабрики Потемкина), театр, выдающиеся личности. Вышло семь книг. Я бы никогда в жизни не взялся за эту серию, так как это очень кропотливая работа, кроме того, это чрезвычайно дорого. Предложение поступило неожиданно. До этого у меня вышла серия книг «Беларусь историческая», и, когда появились эти книги, мне позвонили из системы библиотек, из отдела комплектования, и сказали, что они пользуются большим спросом и их больше всего воруют! Мне предложили написать серию о городах Беларуси, так как в библиотеки обращаются люди с просьбой дать им книгу о том или ином городе.

Благодаря своему отцу я согласился взяться за эту работу. Он сказал мне: «Подумай, ради кого ты это делаешь! Ради молодых, которые хотят знать историю своей родины!»

Я продолжаю серию «Города Беларуси». Осенью выйдет книга «Города Беларуси. Герои». Это книга о белорусах, которые послужили своему городу. Их имена скрыты, забыты, об этих людях нужно сказать. Их именами стоит назвать улицы. Следующая книга выйдет весной — «Города Беларуси. Города-музеи». Это будет книга о тех городах, которые чаще всего посещают туристы, — Мире, Полоцке, Новогрудке и других. Они — наша гордость, лицо Беларуси.

— Недавно в магазине «Светоч» состоялась ваша встреча с читателями, на которой вы представили новую книгу «Роковая страсть короля Миндовга» о великом правителе Литвы. Что вам хотелось донести читателю?

— Я бы очень хотел, чтобы читатели приняли мою концепцию, не только творчество. Суть концепции в том, что древняя Литва, зачаток нашего государства, находилась на территории Беларуси. Эта местность располагалась на Ошмянской гряде, где сейчас Островецкий, Ошмянский и Воложинский районы. Миндовг объединил Литву. А что такое объединение любого государства? Это его усиление. Литва была мощной державой. Миндовг жил в своей резиденции в Варуте, которая находилась согласно летописям в тридцати верстах южнее Новогородка за рекой Рута. Это же деревня Городище Барановичского района! Самый центр Беларуси.

Миндовг стоял у власти столько лет, был единоличным правителем Литвы, создал наше государство, по сути, это главное лицо в истории, а мы ничего не знаем про этого человека! Боюсь, что если я при жизни не разовью эту концепцию, убедительно не докажу, что она правильная, то впоследствии ее кто-нибудь выдвинет под своим именем. Я не хочу себя прославить, просто желаю, чтобы белорусы поняли, кто для них Миндовг. Кстати, на месте, где ранее находилась резиденция Миндовга, не мешало бы поработать археологам. Там можно создать и музей возникновения белорусского государства.

— Кто из героев ваших книг наиболее близок вам по духу и почему?

— Ответ на этот вопрос очень прост: все мои герои близки мне, потому что взрослели вместе со мной. Вот написал про Миндовга, в книге он представлен в возрасте 60 лет, как сейчас мне. Следующая книга — «Завещание князя Гедимина». Гедимин у меня в возрасте за 70. Я, конечно, выпущу книгу раньше, но могу сказать одно: мои герои близки мне по духу, потому что подходят по возрасту. А возраст и дух, на мой взгляд, совместимые понятия.

— Откуда черпаете вдохновение?

— Поднимаю физический уровень, чтобы на следующий день сесть и 4—5 часов поработать. Игра в футбол, бег или работа в саду. Джек Лондон говорил, что за вдохновением надо гоняться с дубинкой. Что восстанавливает силы? Хороший сон. Поэтому каждый день нужно утомлять себя так, чтобы наступал здоровый сон, который подарит вам необходимое литературное вдохновение.

Мерилом качества литературного произведения всегда был и остается интерес читателя. Чем его удивить, как завладеть драгоценным вниманием? Ответ Юрия Татаринова на этот вопрос прост: «Постарайтесь сделать так, чтобы читатель заглянул на первую страницу вашей книги в автобусе — и проехал свою остановку…»

Фото: Наталия ЗЕНЮК-ПЕТРОВСКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter