Политические переулки Крещатика

Разрастающийся ныне кризис в Украине угрожает всем институтам власти страны, а не только Леониду Кучме, как это кажется на первый взгляд.
Разрастающийся ныне кризис в Украине угрожает всем институтам власти страны, а не только Леониду Кучме, как это кажется на первый взгляд.

Напомним, что история, как уже окрестили некоторые средства массовой информации, кучмагейта началась осенью прошлого года, когда депутаты Верховной Рады привезли из-за рубежа аудио- и видеосвидетельства бывшего офицера службы безопасности Николая Мельниченко, обвиняющего президента Леонида Кучму в преступлениях и злодеяниях.

Симптоматично, что обвинениями в адрес Кучмы якобы в его причастности к убийству независимого журналиста Георгия Гонгадзе, дело не закончилось. Дело Гонгадзе - это всего лишь эффектная затравка для жаждущих сенсаций масс-медиа. А далее последовало видеозаявление Мельниченко, что результаты президентских выборов 1999 г. и всеукраинского референдума 2000 г. были сфальсифицированы по распоряжению президента Кучмы.

Нетрудно заметить, что удар направлен, как говорится, в самое сердце политических достижений украинского президента. Ведь эффектное подтверждение президентских полномочий с ходу, в первом туре, а затем абсолютная поддержка инициатив Леонида Кучмы на референдуме продемонстрировали, как утверждает официальный Киев, консолидацию общества вокруг избирательной программы президента Украины. Теперь же невидимый некто, скрывающийся за спиной офицера СБУ, стремится превратить все победы Кучмы в фантом, в мыльный пузырь, который может лопнуть со скандальным треском...

Скандал с видеокассетой был запущен руками (в прямом смысле слова) лидера социалистов Александра Мороза, который принес пленки в парламент. Мороз был основным соперником Кучмы на президентских выборах, и понятно его стремление взять реванш.

Но абсолютно ясно, что при всей непримиримости левых к нынешнему курсу, а особенно к парламентской реформе, их сил недостаточно, чтобы сместить точки политических координат современной Украины.

Симптоматично и вот что: Верховная Рада не проголосовала за включение в повестку дня сессии президентских законопроектов, нацеленных на ограничение полномочий парламента. А это ограничение и было, по сути, главной задачей затеянного апрельского референдума. Такой сюрприз президенту преподнесли... пропрезидентские фракции большинства. Те самые, из которых Кучма так долго и терпеливо, методом кнута и пряника, лепил своих сторонников, свои группы влияния. Увы, почти в каждой из них оказалось по несколько неголосовавших отступников, из-за которых в итоге решение и не было принято.

Как сообщают газеты, президент не проявил присущей ему молниеносной реакции на действия парламента. Леонид Кучма глубоко задумался...

Дело в том, что политические партии в Украине, а значит, и представленные ими фракции в Раде, не определяют развития политической ситуации в стране. Наиболее влиятельные из них представляют собой всего лишь политические надстройки соответствующих кланов.

К настоящему времени в Украине сложилось несколько таких кланов, или групп влияния.

Есть смысл остановиться на этом вопросе подробнее, ибо анатомия данных групп красноречиво демонстрирует механизм государственной власти в Украине.

Начнем с того, что еще на заре независимости, при Кравчуке, сложилась жестко централизованная система власти. В результате именно госаппарат стал основным участником политического процесса в стране.

Леонид Кучма довел до конца процесс, начатый Кравчуком.

В 1996 году централизованная структура управления была закреплена в Конституции Украины. С этого момента украинских губернаторов стал назначать президент. А парламент (в особенности после прошедшего в апреле 2000 г. референдума) оказался полностью зависимым от администрации президента.

В итоге сегодня важнейшие вопросы в украинском государстве решаются узким кругом лиц, приближенных к президенту. Процесс подготовки решений находится в руках некоего союза государственных чиновников, депутатов, представителей крупного бизнеса и просто влиятельных людей на правах друзей (советников).

Как это происходит, хорошо видно на примере так называемой группы Деркача. Возглавляет группу сын главы службы безопасности Украины Андрей Деркач, являющийся народным депутатом Украины. А его отец, Леонид Деркач, как известно, поддерживает тесные дружеские отношения с Леонидом Кучмой еще со времен пребывания обоих в Днепропетровске.

Андрей Деркач совместно с народным депутатом Украины Виктором Пинчуком - крупным предпринимателем - создали недавно партию Трудовая Украина, а парламентская фракция с таким же названием является второй по численности после фракции коммунистов.

Уместно заметить, что вышеуказанный Виктор Пинчук известен еще и как супруг дочери президента Елены. Информированные источники утверждают, что сегодня эта группа, включающая сына главы совета безопасности и зятя президента, является сильнейшей на властном Олимпе. Я же подчеркну тот факт, что родственные узы подкреплены сильнейшей политической надстройкой в виде Трудовой Украины.

В качестве примера, подтверждающего силу личных связей в политике, можно назвать и группу Бакая - Волкова. Глава группы Александр Волков - один из советников президента Кучмы. За годы своего пребывания в администрации Кучмы Волков сумел создать разветвленную сеть партий и аналитических центров. Наиболее известными из них являются фонд Социальная защита и партия Демократический союз. Кроме того, в парламенте Украины Волков контролирует фракцию Возрождение регионов.

Аналитики выделяют и другие группы, лидеры которых стараются претворить в жизнь ельцинскую модель отношений между кланами и властью, - модель, предполагающую всемерное ограничение возможностей власти влиять на олигархов.

Однако, в отличие от российских олигархов ельцинской эпохи, украинские олигархи не являются собственно властью. Они лишь организуют принятие властью тех или иных решений. Но в любом случае при необходимости хорошо управляемый госаппарат по первому же намеку из центра способен уничтожить любого зарвавшегося олигарха и поддерживающих его чиновников. (Как в случае с Павлом Лазаренко.)

Ситуация несколько изменилась год назад, в преддверии новых президентских выборов. Власть ослабила хватку, ибо необходимо было обеспечить как можно более широкую лояльность, в том числе и влиятельных кланов. В результате украинские предпринимательские кланы осмелели и укрепили свое положение.

Даже представитель украинского президента в Верховной Раде Роман Безсмертный признает, что, цитирую, системообразующими в украинской политической сфере являются именно лидеры. Их деятельность сегодня влияет на позицию руководимых ими группировок.... Это фактически означает, что партии и политические организации являются не более чем декорациями. Реальная власть - в руках нескольких лидеров, которые в свое время сплотились вокруг единого кандидата и заявили о себе как о политической силе в стране. Понятно, что они желали бы расплаты по счетам - гарантий неприкосновенности (личной и капитала) и расширения своих прав и возможностей.

Как следствие - экономическая ситуация в Украине осложнилась до такой степени, что дальнейшее попустительство олигархам поставило бы под вопрос существование самого государства.

Энергетический и бюджетный кризисы в немалой степени были обусловлены поведением олигархов, которые не платили налогов, не оплачивали газ, электроэнергию и способствовали беспредельной бартеризации экономики. Кроме того, засилье групп влияния в Украине раздражало представителей западного бизнеса, а через них - международные финансовые организации и правительства западных стран. Стратегически необходимая нынешнему кабинету поддержка Запада оказалась под угрозой.

В настоящий момент украинское правительство проводит массированную кампанию, направленную на ограничение влияния олигархов. Фигура премьер-министра Ющенко в этом смысле - знаковая. В своей тронной речи ровно год назад, вступая в должность, Виктор Ющенко совершенно недвусмысленно заявил, что, только ликвидировав теневой сектор, Украина может вернуться к легитимной экономике. Среди первоочередных мер правительства Виктор Ющенко назвал отмену бартера, который создает условия для чиновничьего беспредела.

Понятно, что премьер-министр замахнулся на самое святое. Вряд ли уважаемые люди это ему простили бы, но за спиной Ющенко стоял президент. Нет сомнения: своим авторитетом он прикрыл украинского Бальцеровича. Вспомним хотя бы весеннее, накануне референдума, заявление Кучмы о том, что необходим план договора между обществом и бизнесом. Люди из окружения президента рассказывают, что именно с весны Кучма перестал принимать олигархов по первому их требованию. Тех, кто попытался обидеться или возмутиться, президент перепоручил налоговой администрации и МВД. А дальше...

А дальше началось политическое представление в стенах парламента, известное под названием пленки Мороза. Как я уже сказала, спровоцированный кризис угрожает всем институтам власти, а не только одному президенту.

В результате изменения интересов тех самых системообразующих лидеров происходит и переориентация выстроенных под них партий и фракций. И, если теперь в Раде образуется новое большинство, депутатам не миновать повторной ротации спикера, его замов, глав комитетов.

Правительство, в свою очередь, может недосчитаться нескольких министров. И речь идет не только о снятии руководителей силовых ведомств, как того требует оппозиция. Одновременно осуществляется очень сильный прессинг на Виктора Ющенко. Пока что это происходит не прямо, а путем давления на его команду. В этой связи нужно отметить, что сразу же после назначения на должность премьер-министра Ющенко удалось сформировать правительство, избежав включения в него представителей прочих групп влияния, что изначально обеспечило ему самостоятельную и сильную позицию.

Однако наблюдатели за внутриукраинскими перипетиями сообщают, что невиданно жесткая борьба продолжается каждый день и каждый день существует риск вернуться к прежним правилам и условиям, в которых заинтересованы бизнесмены в политике. Проблема сложна, поскольку власть - имеются в виду не конкретные люди, а сама система власти - создала условия для развития украинской экономики в тени. Более того, система власти позволила использовать себя для развития и укрепления теневых структур.

Вот такое признание... Выходит, Леониду Кучме предстоит уподобиться Тарасу Бульбе с его знаменитым: Я тебя породил, я тебя и убью. Да и не только одному Кучме.

Устранение с политической арены олигархических групп влияния избавит экономику от номенклатурного засилья. А это позволит более свободно и активно, в атмосфере здоровой конкуренции, формироваться классу независимых предпринимателей. Соображения выгоды со всей непреодолимостью будут стимулировать малый и средний бизнес Украины к поиску путей сближения с ближайшими экономическими партнерами, и в первую очередь с белорусами. Такой поворот событий выгоден и России, которая уже прошла свой этап борьбы с олигархами.

Что касается западных государств, то их руководство уже давно активно влияет на внутреннюю политику Украины, и особенно в части отстранения от власти местных групп влияния. Что и понятно с точки зрения защиты интересов западных компаний на украинском рынке. Так что речь идет даже не о вооруженном нейтралитете, а о скоординированной позиции, в которой усматривается определенное недовольство Л.Кучмой.

Можно догадаться, что на последних президентских выборах, когда олигархи сплотились вокруг единого кандидата, Запад желал поражения Кучмы и приложил к этому немало усилий. Сегодня же, напротив, сложились иные резоны.

И, наконец, последнее. Тому, кто приходит к власти с помощью знати (читай: олигархов. - Н.Р.), труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, - писал величайший знаток этого дела Никколо Макиавелли, - так как, если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий.

Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.

С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло уже более 400 лет. Но природа политической власти остается неизменной во все времена. Так что есть смысл закончить эти заметки советом Макиавелли: ...заручиться дружбой народа. Что нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter