Головченко: Минздрав и Минобразования отмечают увеличение охвата школьников питанием

Полезно и по вкусу

Школьное питание — важный аспект. Работа по его совершенствованию в стране велась в течение всего прошлого года. По поручению Главы государства Правительство выработало пути, подходы и решения этого вопроса, которые апробировали в 23 школах. Отслеживали обратную реакцию со стороны учеников и родителей, надзорных органов, обсуждали с практиками. О реализации пилотного проекта по школьному питанию, а также о том, что еще необходимо сделать, чтобы навести здесь окончательный порядок, шла речь во время совещания в Совете Министров.

Во время совещания.
Фото БЕЛТА

Отдельные вопросы остаются

— По итогам пилотного проекта были разработаны и доведены до исполнителей необходимая нормативная база, методологические рекомендации по организации питания, информационный сборник новых технологических карт блюд и изделий. Старые вызывали многочисленные нарекания. Дали свободу школам в выборе наиболее оптимальных графиков организации питания, организовали дополнительную закупку необходимого технологического оборудования, что существенно улучшило материально-техническую базу школьных пищеблоков, — отметил в начале совещания Премьер-министр Роман Головченко.

В итоге Минздрав и Минобразования, по его словам, отмечают достаточно существенное снижение отходов и увеличение охвата школьников питанием:

— В сентябре министр образования докладывал об отсутствии существенных проблем и поэтапном внедрении итогов пилотного проекта.
В результате с 1 января текущего года питание в новом режиме организовано в более чем 2 тысячах школ — это практически 80 процентов от имеющегося количества.
Вместе с тем руководитель Правительства отметил, что отдельные вопросы в организации школьного питания еще остаются:

— По итогам контрольно-аналитических мероприятий, которые проводятся постоянно все всех регионах, отмечаются факты ненадлежащего контроля за качеством и безопасностью продуктов, отдельных нарушений технологии приготовления блюд, отклонения рационов от нормы и несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Приводятся примеры сохранения проблемы невостребованности отдельных блюд. И, соответственно, часть из уже приготовленной пищи идет в отходы. Но к этому надо подходить взвешенно: невостребованность блюд наблюдается у детей и дома. Важно, что и родители, и сами ученики положительно оценивают работу государства в этом направлении.

Роман Головченко проинформировал участников совещания, что, по мнению Комитета госконтроля, недостатки и проблемы настолько серьезны, что требуют принятия очередных кардинальных мер по изменению подходов к организации питания в школах.

— Может, нам уже хватит кардинальных изменений? Надо просто четко выполнять те решения, которые уже приняты. Поэтому сегодня надо посмотреть на то, что еще необходимо сделать, чтобы навести окончательный порядок в организации школьного питания, — сформулировал задачи совещания Премьер-министр.

Он добавил, что, по мнению соответствующих служб Министерства здравоохранения, подавляющее большинство выявляемых нарушений не связано с нехваткой средств, оборудования или какими-то неправильными подходами к организации самого процесса приготовления и приема пищи:

— Проблема не в системе, а в дисциплине и выполнении того, что каждый должен делать на своем месте. И, соответственно, организации контроля за этим.

Коллективная работа

Министр образования Андрей Иванец перед началом совещания рассказал, что к 1 сентября 2024 года на новые принципы организации питания будут переведены все школы страны. Для этого предусмотрено все необходимое: повышение квалификации 400 работников столовых до соответствующего разряда, выделение необходимых средств для дооснащения пищеблоков.

Руководитель ведомства отметил, что в 2023 году было закуплено более 4600 единиц технологического оборудования. Укомплектованность поварами учреждений образования доведена до 95 процентов.

— Более 1100 человек в прошлом году прошли повышение квалификации, чтобы получить 4-й разряд, требуемый для организации школьного питания, — озвучил цифры Андрей Иванец.

Он добавил, что совместно с Минздравом будет продолжена работа по обновлению технологических карт блюд и изделий:

— Практически еженедельно проводится мониторинг мнений учащихся и их родителей. Работают горячие телефонные линии в облисполкомах и Министерстве образования. У нас открыт чат-бот по организации школьного питания. Мы ежедневно получаем информацию. И немаловажный аспект — это культура здорового питания, которую нужно прививать учащимся с первого класса. Поэтому с начала учебного года был запущен новый факультатив для школьников — «Разговоры о культуре здорового питания».

Заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач Александр Тарасенко проинформировал, что количество нарушений, касающихся обеспечения школьников безопасным и качественным питанием, сократилось на 30 процентов по сравнению с прошлым учебным годом.

— Большинство нарушений связаны с так называемыми текущими моментами — проведением влажной уборки, качеством мытья посуды, соблюдением личной гигиены персонала. Остаются нарушения по производственному контролю — не лабораторному, а контролю на уровне администраций и руководителей за соблюдением организации питания в учреждениях образования, в том числе средних школах, — сообщил он.

Александр Тарасенко также обратил внимание, что в рамках пилотного проекта удалось охватить большее количество старшеклассников, которые отказывались от горячих обедов:

— За счет активного вовлечения старшеклассников охват горячим питанием на сегодняшний день составляет 92 процента.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter