Полетит ли «Сапсан» до Бреста?

Скоростной поезд в Беларуси возможен лишь при маршруте Москва-Берлин

Проект белорусского высокоскоростного поезда возможен только при участии России, Польши и Германии

С 2006 года две российские столицы связал скоростной путь, по которому ежедневно курсирует быстроходный поезд «Сапсан». «Немецкий сокол», изготовленный компанией «Сименс», способен разгоняться до 250 км/ч. Специалисты признают, что его эксплуатация не обходится без проблем. Тем не менее у России амбициозные планы — к 2030 году увеличить скорость пассажирских перевозок до 350 км/ч. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, полигоном для быстрых поездов к этому времени станет свыше 1,5 тысячи километров рельсовых путей. О том, как будет развиваться высокоскоростное движение в Беларуси, корреспонденту «Р» рассказал замначальника службы технической политики и инвестиций Белорусской железной дороги Андрей ОЛЕЙНИК.

Прежде всего хочу отметить, что высокоскоростными считаются железные дороги, на которых скорость достигает до 350 км/час. В Японии и Китае, странах с высокой плотностью населения, высокоскоростные дороги весьма актуальны. Технико-экономическое обоснование международных экспертов показывает, что оптимальным для быстроходных экспрессов в дневное время считается расстояние от 400 до 800 км. Если двигаться ночью — 1700—2500 км. Вместо двух суток такие поезда преодолеют расстояние в темное время за 8 часов. Но чтобы такие дороги окупались, необходимо перевозить не менее 5 миллионов пассажиров в год. В Беларуси такого пассажиропотока нет.

Строить высокоскоростную дорогу можно только во взаимодействии с Россией, Польшей и Германией. Только в таком случае пассажир выберет путь от Москвы до Берлина. В России, которая предполагает до 2030 года развивать высокоскоростное движение, в планах упоминается направление Москва—Смоленск—Красное с выходом на страны ЕС. При этом наша соседка готова строить дорогу только при участии всех упомянутых зарубежных партнеров, иначе теряется смысл всего проекта. Для решения этой задачи необходимо создать международный консорциум с привлечением инвесторов.

Также отмечу, что для высокоскоростных поездов необходимо прокладывать новые пути. К примеру, чтобы проложить высокоскоростную дорогу через Беларусь в Европу, придется уложить 611 км рельсов от границы с Россией до Бреста. В Западной Европе и в Азии такие поезда ездят по отдельным линиям, специально огороженным сеткой. При огромных скоростях – длинный тормозной путь, поэтому пути должны быть свободны, по ним нельзя пускать грузовые поезда. Но… в Беларуси вопрос создания высокоскоростных дорог пока не рассматривался на высоком уровне.

В ряду приоритетных задач руководство дороги рассматривает пассажирские перевозки. Для реализации скоростного движения в направлении Москва—Минск—Брест Белорусская железная дорога работает совместно с ОАО «Российские железные дороги». Хочу отметить, что в настоящее время разрабатывается проект «Организация скоростного движения пассажирских поездов по магистрали Москва—Минск—Брест. Участок Красное—Минск—Брест». Его реализация позволит увеличить скорости на данном участке свыше 160 км/ч. Но для этого БелЖД предстоит выполнить ряд работ. Понадобятся двухуровневые развязки переездов, придется переоборудовать систему сигнализации и связи, контактной сети, относить на большее расстояние платформы для безопасности пассажиров, потребуется переустройство станций.

Значимым обстоятельством в развитии скоростного движения является использование испанских вагонов типа «Тальго». Они оборудованы колесными блоками для автоматической смены колеи с 1435 мм на 1520 мм и обратно. Экспериментальную поездку с такими вагонами и лабораторией ОАО «РЖД» осуществило совместно с Белорусской железной дорогой по маршруту Москва—Брест. Благодаря специальной системе такой вагон на кривых участках пути (например, много изгибов на пути от Минска до Барановичей) просто наклоняет корпус, сохраняя высокую скорость. Вагон-лаборатория показал, что путь Орша—Минск—Брест способен выдерживать скорость на отдельных участках свыше 160 км/ч, тем самым сокращая время следования поезда по маршруту Москва—Брест на 2 часа. И это не предел. Существующие резервы позволят сократить время на данном маршруте еще почти на 2 часа. Но для увеличения скорости придется решить ряд технических проблем, о которых сказано выше.

Важным моментом, позволяющим вывести пассажирские перевозки на новый, более качественный, уровень развития, является продолжение работ по проекту «Городская электричка». Его первая очередь соединит столичный вокзал и Ждановичи. Белорусская железная дорога приобретет до 2012 года у швейцарской компании «Штадлер» 10 современных городских электропоездов. Поставка первого запланирована на конец 2010 года, а их эксплуатация начнется в 2011 году. Появятся и межобластные ускоренные электропоезда.

В ближайших планах БелЖД – электрификация участка пути Осиповичи – Гомель. Реализация этого проекта в комплексе с техническим переоборудованием инфраструктуры позволит увеличить скорость до 160 км/ч, тем самым сократит время в пути и повысит привлекательность пассажирских перевозок.

На снимке: так будет выглядеть городская электричка. 

Фото: пресс-служба БелЖД 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter