Полет длиною в жизнь

Вчера утренним поездом из Москвы в Гомель прибыли жительницы Светлогорска Людмила Бондарева и Инна Кузьменок, находившиеся на борту российского самолета Ту-154, захваченного чеченцами и угнанного в Саудовскую Аравию.
Вчера утренним поездом из Москвы в Гомель прибыли жительницы Светлогорска Людмила Бондарева и Инна Кузьменок, находившиеся на борту российского самолета Ту-154, захваченного чеченцами и угнанного в Саудовскую Аравию. Этим же поездом вернулись и двое других белорусских граждан: не называвшийся ранее гомельчанин Игорь Степченко и житель города Горки Михаил Чиж. Встретивший Людмилу и Инну на вокзале заместитель председателя Гомельского облисполкома Валерий Ахлестин проводил девушек в машину, которая доставила их домой. На предложение провести пресс-конференцию для журналистов бывшие заложницы ответили, что не готовы: еще не отошли от шока. Однако уже через несколько часов после возвращения домой Инна Кузьменок согласилась рассказать о подробностях пережитого корреспонденту "СБ"

: - Через 5 - 10 минут после взлета я увидела в самолете странного парня кавказской наружности лет 18. Все сидели на своих местах, а он стоял между первым и вторым салонами и все время дергал шторку, как будто наблюдал за пассажирами. У него в ухе я заметила какое-то приспособление, похожее на наушник, и еще пошутила с подругой: мол, смотри - террорист... А через несколько минут в салон зашла стюардесса и попросила сохранять спокойствие, а потом тихо добавила: "Самолет захвачен террористами".

Так началось путешествие Инны Кузьменок, оказавшейся заложницей в самолете, угнанном чеченскими боевиками в прошлый четверг после вылета из Стамбула. Через стюардессу террористы предупредили пассажиров, чего нельзя делать. Например, всем было приказано сидеть на своих местах, не собираться группами и в туалет ходить по одному. Вскоре заложники поняли серьезность своего положения.

"Мы заметили, что у самого молодого угонщика были только нож и топор, - рассказывает Инна Кузьменок. - И тогда несколько мужчин направились к террористу. Вдруг к ним подбежала стюардесса и сказала: "Сядьте, вы что - хотите жизни погубить?" А террорист, про которого я вначале пошутила, подошел к мужчинам и стал угрожать им топором. А потом сказал, чтобы все успокоились и сидели на своих местах, иначе самолет взорвут".

Во время продолжительного полета людям разрешили поесть и попить. Но это не разрядило ситуацию. Из-за 50-градусной жары и волнения во втором салоне стало не хватать кислорода. Инна дважды падала в обморок. Казалось, еще минут 20, и люди задохнутся. Однако сразу после приземления в аэропорту Медины в салон через шланг пустили кислород и дали воду, привезенную саудовцами.

О переговорах, которые угонщики вели с властями, пассажиры ничего не знали, но как-то сохраняли терпение. Все очень радовались, когда террористы выпустили пожилых женщин и женщин с детьми. Как вспоминает Инна Кузьменок, тогда она думала, что будет следующей, ведь чеченцы не предупредили, что больше никого не отпустят. Но самое страшное, по словам 20-летней заложницы, началось, когда саудовский спецназ предпринял штурм самолета

: - Спецназовцы залетели одновременно со всех дверей и без предупреждения начали стрелять. Мы сразу даже подумали, что это чеченцы. Одни стали прятаться под кресла, другие выбегать из самолета. И все это под градом шальных пуль. Одна из них попала в турка, который прятался рядом с моей подругой под креслом. Другая - в стюардессу, о которой сообщали, что ее якобы зарезали террористы. Рядом с моим местом была расположена запасная дверь. Через нее тоже ворвались спецназовцы.

Люди выскакивали из самолета кто в чем был. Мужчин сразу клали на землю, закручивали им руки за спину и обыскивали. Потом всех посадили в автобус и отвезли в аэропорт, где пассажиров напоили и оказали медпомощь, а потом отправили в отель. Туда же был доставлен и багаж бывших заложников. Но самое главное: каждому разрешили позвонить близким на родину. Конечно, здесь все расслабились: рассказывали о пережитом, плакали. Утром россиян и граждан Беларуси снова отвезли в аэропорт. Их ждал самолет, который доставил всех в Москву. Здесь четверых наших соотечественников встретили представители белорусского посольства в России. Бывшим заложникам были предоставлены номера в посольской гостинице. А вчера утром московским поездом все четверо благополучно вернулись домой...

Все это время близкие Инны ничего о ней не знали. Маме девушки Ирине Степановне о том, что ее дочь находится на угнанном террористами самолете, сказали в час ночи в пятницу сотрудники Светлогорского горисполкома. Мама стала звонить, уточнять. Во Внуково ответили, что в списках пассажиров угнанного самолета Инны Кузьменок нет. А подтверждение Ирина Степановна получила от журналистов "Русского радио". "Конечно, я очень волновалась за дочь, следила за всеми новостями телевидения, пока Инна сама мне не позвонила". О нынешнем состоянии дочери Ирина Степановна сказала: "Домой вернулся больной человек. Да и не мудрено. Она рассказывала, что, когда начался штурм, пули задевали ей волосы. А сразу после освобождения в Саудовской Аравии врачи обнаружили у нее астму, никаких признаков которой раньше не было".

"Я больше никогда не сяду в самолет, - говорит сегодня Инна Кузьменок. - Боюсь. И очень хочу, чтобы всех угонщиков наказали по заслугам. Ведь из-за них погибли невинные люди. А сколько еще могло бы быть жертв?"...

Тяжело слышать эти слова. И сразу же совершенно по-иному воспринимаешь жесткие антитеррористические заявления белорусских властей, которые Минск отстаивает на самых высоких трибунах и ОБСЕ, и ООН.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter