Похороните меня под рейтингом

Герой романа Каверина «Скандалист...», студент Леман, зарабатывал хлеб насущный тем, что сочинял...

Герой романа Каверина «Скандалист...», студент Леман, зарабатывал хлеб насущный тем, что сочинял для петербургских газет исключительно некрологи. Порой он так входил в раж, что умудрялся написать «заупокойную» на ныне здравствующих деятелей культуры. Получался некролог про запас. Свой душевный порыв и инициативу Леман объяснял крайне стесненным материальным положением. А из–под пера Каверина внезапно вырисовался зловещий и гротескный образ литературно–университетской среды Петербурга, куда, по мнению писателя, давно проникли маразм, инерция и всяческая мертвечина как в мыслях, так и в речах. Знал бы писатель, что его сатирический штрих в XXI веке станет правилом номер один в шоу–бизнесе.


Недавно «акула пера» в приступе телевизионной полемики, случившейся на одном из российских телеканалов, призналась: для того чтобы не отстать от конкурентов и выстрелить первым, в редакционном багаже действительно есть написанные заранее некрологи на известных людей. Для этого они тщательнейшим образом отслеживают все несчастные случаи на производстве, ДТП, болезни, инфекции, строго каталогизируют всех лежачих, слабовидящих и слабослышащих.


В день смерти народного артиста России Валерия Золотухина в программе «Сегодня вечером» Андрей Малахов уже крутил пленки из фильма «Бумбараш», домашних архивов актера, последней телевизионной съемки, запись телефонного разговора, когда актер на вопрос: «Как здоровье?», вздыхает: «Да, неважно...» И в студии кружком уже сидели друзья, коллеги по театру на Таганке. Кто–то с трудом подбирал слова, но подбирал.


...Не успела машина с актером Паниным доехать до морга, как в одной из телевизионных студий уже сидела стая коллег, обсуждая — «каким он парнем был». Хотя, думается, большую пользу принесли бы своим товарищам эти «коллеги», если бы просто зажгли дома свечу или посмотрели фильмы с их участием.


Раньше в каждой деревне была своя группа добровольных деревенских плакальщиц, которые приходили на каждые похороны. Вот и в московском шоу–бизнесе давно есть свои бригады профессиональных плакальщиков. Они вам расскажут что угодно и о ком угодно. Траур для них такой же условный театральный жанр со своей атрибутикой, как и все другие.


В похожем формате, помнится, расследовались обстоятельства гибели актеров Александра Белявского и Марины Голуб. Менее успешные коллеги не преминули воспользоваться возможностью попиариться на их смерти. Долго выясняли со всей строгостью и прямотой, кому достанется особняк Александра Пороховщикова в центре Москвы. Так и хочется сказать: уж точно не вам, ведь не вы его строили.


Ничего не поделаешь — уговорами выпущенного джинна вседозволенности уж точно не затолкнешь обратно в бутылку. «Практика рыночного реализма», как назвал одну из недавних выставок художник Владимир Цеслер, предполагает торговлю трауром.


Раньше при царе Горохе все–таки родственникам и знакомым давали время пережить потерю и не лезли так нагло и открыто в форточку.


В нашем краю голубых озер и развивающегося придорожного сервиса, к счастью, спекулировать на смерти известных людей с современной хваткой так и не научились. Пусть говорят, что мы старомодные, провинциальные, нерейтинговые, пережившие пик своей пассионарной активности, «олдскульные лабухи». Но такт и память для большинства из нас — не пустые слова. Трудно представить, что кто–то вдруг снимет здесь документальное расследование в духе вечернего эфира НТВ «Донжуанский список Федора Шмакова» или «Тайны чайного сервиза Стефании Станюты». Для нас Шмаков, Станюта, как и Александра Климова, Галина Макарова, Александр Денисов и многие другие ушедшие артисты, остались незыблемыми константами в культуре, место которых никем не оспаривается. Никто не лезет в душу к их родственникам, не докапывается, кому достались кофемолка и соковыжималка, не выпускает скандальных мемуаров со снимками из домашнего архива. Не в нашем это характере.


А если и случается в доме беда, не превращаем поминальную молитву в фарс и друзей, даже посмертно, не продаем.


Добрый зритель в 9–м ряду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter