НБА, НХЛ, КХЛ: кто вернется раньше?
Покажите ваши деньги
— Нынешняя ситуация, при которой мировые лиги и турниры отменяются или переносятся, просто не может не иметь последствий. Причем очень серьезных. Главный результат — переформатирование всей индустрии спорта. Начнем с Олимпиады. За все послевоенное время сроки Игр были изменены впервые. Это глобальное событие, в которое интегрированы очень многие виды спорта. Соответственно, перенос Игр автоматически влечет за собой кардинальные изменения календаря в каждом из видов спорта. И они уже начались: легкая атлетика должна была в следующем году проводить чемпионат мира — он перенесен, есть вопросы в плавании, гимнастике… Переносы и сокращение или оптимизация календаря соревнований коснутся всех.
— Насколько это критично? Не провели сейчас — проведут позже…
— Это было бы так, если бы спорт не был завязан на больших деньгах. Международные календари планируются на несколько лет вперед. В легкой атлетике чемпионаты мира расписаны до 2023 года, Олимпиады розданы до 2028-го. Под каждое подобное событие уже заключены контракты, соглашения, распланированы отборы и квалификационные турниры. Сместился, допустим, чемпионат Европы по футболу — автоматически сокращается период отбора команд к чемпионату мира 2022 года. В хоккее чемпионаты мира вообще проводятся каждый год. Тот, что должна была в мае принимать Швейцария, отменен. Но это лишь каркас, на который навешиваются все остальные проблемы. Есть примеры, когда из-за смещений турниров пострадали спонсоры. Многие крупные компании внесли в свои бюджеты расходы на проекты, привязанные к Олимпийским играм 2020 года. Были прописаны программы, налажены каналы продвижения продукции. У той же Visa проплаченные контракты уже начали действовать, но теперь их эффективность теряется — до Олимпиады больше года. Это касается и других топовых турниров: срок реализации соглашений вдруг удлинился на целый год, и не факт, что запланированные бюджеты автоматически перейдут на 2021-й. Это экономика, у спонсоров есть другие проекты и сферы деятельности, маркетинговая стратегия, в которой спорт — лишь одна из составляющих. Нельзя просто взять и сказать: придержите ваши деньги еще на год.
— Есть ли вероятность, что интерес мировых брендов к спорту упадет?
— Практически все страны ждет экономический спад. Спорт же, как правило, поддерживают те бренды, которые производят продукты массового потребления. В обозримом будущем они просто не смогут зарабатывать так, как прежде. Компании столкнутся с серьезным вызовом и сокращением бюджетов, а спорт в списке их приоритетов будет отнюдь не на первых строчках.
— В чем это будет выражаться на практике?
— Спорт сегодня стоит на нескольких столпах: продажа билетов, мерчандайзинг, реклама и телетрансляции. Все они сейчас фактически обнулились. Доходы от телетрансляций, возможно, частично сохранятся, но определенно сократятся. Как следствие — сокращение бюджетов, расходов на зарплаты и полное переформатирование трат — от крупных лиг и клубов до мелких. Этот процесс уже начался. Клубы не играют и не зарабатывают, но им нужно содержать арены, платить зарплаты игрокам и офисным работникам… Да, они сейчас пытаются оптимизировать эти расходы, но доходов ведь все равно нет. Уже появились примеры с распавшимися баскетбольным «Калевом» и футбольной «Жилиной». Поговаривают о кризисе даже в «Барселоне». И это только первые ласточки.
— Как можно минимизировать последствия?
— Клубам придется решить, какие статьи расходов являются определяющими для поддержания жизнедеятельности организации без существенной потери качества. Лиги и международные федерации будут вынуждены сокращать календарь. Как минимум чтобы завершить нынешний сезон. ФИФА уже рассматривает вопрос отмены всех международных матчей из-за невозможности перемещаться между странами. Не исключено, что сокращения произойдут и в более отдаленной перспективе: условно говоря, чемпионаты мира по хоккею каждый год — явный перебор.
— Сегодня единственной «живой» лигой в Европе остается чемпионат Беларуси по футболу. На него обращено все внимание, обзоры туров показывает британский телеканал Sky. Как наш футбол использует выпавший шанс?
— Можно было бы делать это гораздо эффективнее, но важно понимать, что события развивались стремительно и непредсказуемо. Это форс-мажор. Специалистов, которые могли бы более качественно и за большие деньги продать чемпионат и более эффективно продвигать клубы, в Беларуси не было. Появись возможность предвидеть такое развитие событий, всю работу можно было бы выстроить иначе. Но даже при этом едва ли условная «Городея» успела бы изменить инфраструктуру и обеспечить телевизионную картинку, интересную на глобальном рынке. У белорусского телевидения сегодня есть возможность организовывать трансляции высочайшего качества с шестнадцати камер. Но где эти камеры разместить в Слуцке, Солигорске, Городее? При всем желании невозможно весь чемпионат проводить на стадионе «Динамо» и в Борисове. Нынешняя ситуация просто еще раз наглядно проявила положение дел в белорусском футболе.
— Что впоследствии может ждать наши флагманские проекты вроде хоккейного «Динамо», «Цмокаў», «Минчанки» или БГК?
— Здесь каждый случай уникален, потому что разные системы финансирования. У «Динамо», например, большой государственный спонсор, который будет перераспределять средства в другие сектора экономики. Вероятнее всего, нас ждет вариант создания под вывеской «Динамо» сборной Беларуси с тем, чтобы принять участие в чемпионате КХЛ и таким образом готовиться к будущим турнирам. БГК — частный клуб. Он или будет, или нет: в зависимости от финансовых возможностей и решения учредителя Александра Мешкова. «Цмокi», как и «Минчанка», — городские команды. У них есть определенные людские ресурсы. «Цмокi» еще раньше взяли курс на омоложение состава и наигрывание своих баскетболистов. Думаю, у них хватит сил, чтобы справиться с ситуацией. «Минчанка» также показала, что способна эффективно восполнять потери игроков. Да, бюджеты и зарплаты сократятся, но эти проекты будут сохранены. Можно сказать наверняка: всем придется зарабатывать по-новому. Кто сможет перестроиться и решить эти вопросы — будет конкурентоспособен.
komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
РЕЙТЕР