«Пока силы не оставят…»

Прихожане не отпустили ксендза Йозаса Булько в дом престарелых

Прихожане не отпустили ксендза Йозаса Булько в дом престарелых

Давно ходили слухи, что ксендз Йозас Булько из деревни Мосар собирается сложить полномочия. 83-летний священник и сам признавался, что в Витебском доме престарелых для него выделены две комнаты. Еще весной он опровергал домыслы о своем уходе, но в конце лета стало известно, что Булько все же оставил церковный пост, а на его место назначили молодого ксендза Владимира Шимковича. Однако бывший прелат никуда из Мосара не уехал, остался жить при костеле.

– Директор интерната в Витебске подготовила прекрасные условия для спокойной старости. Ценю эту заботу, но приглашение переехать все же не принимаю, – рассказал мне Йозас Булько. – Хоть здоровье уже не позволяет работать, как прежде, но в Мосаре меня держат люди и дела, которые надо довести до конца.

О необычном ксендзе из Глубокского района узнали во всей стране и за рубежом, когда он начал беспощадную войну с пьянством. При костеле Святой Анны в Мосаре Булько открыл первый в стране музей трезвости. Сегодня Мосар – единственная в Беларуси деревня, где в магазинах невозможно купить алкоголь. За-
прет введен в августе и действует до 1 января. В 2005 году ксендз Йозас Булько стал первым священнослужителем Римско-католической церкви в Беларуси, который получил от Президента страны специальную премию «За духовное возрождение».

– У нас уже много лет никто не смеет поднять чарку на поминках, – говорит жительница деревни Мосар Анна Балай. – Нет места алкоголю на Радоницу, на «Дзяды» и другие праздники. Когда только Булько возглавил приход, то выгонял из костела тех, кто приходил под мухой. А сколько раз было так: ксендз выхватывает на улице бутылку из рук пропойцы, разбивает ее о землю и тут же из своего кармана возвращает деньги. Помнят здесь, как он сжигал талоны на покупку водки. Людям становилось стыдно перед ксендзом – бросали пить.

Сегодня Йозас Булько помогает молодому священнику, ведет беседы с туристами, свою антиалкогольную кампанию хочет распространить за пределы одной деревни.

– Пока силы не оставят – буду бороться с пьянством, — говорит он. – Первым делом надо спасать молодежь. В былые времена девушку, которая пускалась в пляс с подвыпившим парнем, назвали бы нехорошим словом. А теперь в иных сельских клубах одни только пьяные лица. В корне надо менять традиции. Как могло на нашей земле укорениться, что люди пьют за здоровье? Где ж от чарки оно прибавится?

Поделился ксендз Булько и другими своими замыслами. Возле дендропарка он подыскивает возможность установить фигуры 12 апостолов, Адама и Евы. При мосарском льнозаводе давно пора открыть музей льна. Дойдут руки — надо навести порядок на кладбище, высадить там декоративные туи.

– Благодаря Йозасу Булько, превратившему деревню в белорусский Версаль, круглый год к нам едут туристы, — говорит председатель Уделовского сельского Совета Виктор Карман. – Новые проекты интересны, стараемся вместе воплотить их в жизнь. Понимаем: все это надо людям. Ведь они неспроста уговорили Булько остаться в Мосаре. Значит, без него деревня будет уже другой. А этого не хочет никто.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter