Пока не наркотик, но…

— Я в любой момент могу бросить, — уверен знакомый. —  Просто насвай уже так не дает в голову, а  мне хочется более острых ощущений. Вот и покуриваю

Почему  этот  «безобидный»  продукт  не  запрещают 

Жодино. Суббота. Вечер. 

— Надо бы встряхнуться, — сказал Витя, достал из кармана пакетик, отправил в рот его содержимое. — Сейчас повеселее  станет. Хочешь попробовать? 

— Нет, — опешила я. 

— Мне дай! — попросил стоящий рядом друг Вити. 

— Нет у меня больше. 

— А-а! Зажал!.. Девушке предлагал, а мне… — обиделся парень и тут же нашелся: — А давай на бутылку пива махнемся!   

Витя не согласился. Для него данный продукт был ценнее пива. Спасал молодого парня от скуки, действуя эффективнее слабого алкоголя, насвай. Продукт среднеазиатского происхождения, редкая гадость, снова становится популярным у определенной категории подростков. 

— Вить, а где ты его берешь? — спросила я. 

Двадцатилетний юноша только отмахнулся, никак не желая рассказывать о «сокровенных» местах.  Но все же женское упорство взяло верх над мужской скрытностью. Мы поехали… 

Сжигает  изнутри 

Обычный дом в центре города, мрачный, слабоосвещенный подъезд. Поднимаемся на лифте на седьмой этаж, Дима жмет на звонок. Послышались шаги. 

— Сколько? — отворив дверь, просипел худощавый, низкого роста хозяин квартиры. 

— Два, — ответил Дима. 

Мужчина, не особо таясь, передал моему спутнику два маленьких пакетика с зеленой кашицей, даже сдачу отсчитал, обмолвившись, что для постоянных клиентов действует система скидок. 

Обычно пакетик куриного, извините, помета (а именно с ним в определенных пропорциях чаще всего смешивают насвай), стоит 4 тысячи  рублей.  Вите его хватает на 3—4 дня. Как-то нелепо получается: некоторые люди платят сумасшедшие деньги, чтобы сохранить здоровье и спастись от опасной болезни, а некоторые только за 20 тысяч в месяц губят здоровый организм.   

— Насвай вовсе не безобидный продукт, — комментирует Николай Анашкин, нарколог Жодинской городской поликлиники. —  Взглянуть хотя бы на его состав. Чаще всего к нему подмешивают табак, гашеную известь, золу от различных растений и куриный помет. 

По другим данным, насваем считается табачная пыль, смешанная с клеем, известью, водой или растительным маслом, скатанная в шарики. В Жодино есть ребята, которые пытаются изготавливать его  самостоятельно. По словам того же Вити, один из его знакомых добавляет в смесь мелкие кусочки… стекла: щека разрезается, и вредные вещества быстрее проникают в кровь.  

По словам наркологов, насвай сжигает организм человека изнутри. 

— Опытные садоводы знают, что если полить растение плохо разбавленным куриным пометом — оно сгорит, рассыплется в пепел, — объясняет Николай Анашкин. — Примерно то же происходит и с человеческим организмом: длительное применение насвая может привести к язве желудка.  

По данным узбекских онкологов, исследовавших влияние насвая на организм человека, 80 процентов случаев рака языка, губы и других органов полости рта, а также гортани связаны с потреблением этого продукта. Кроме того, насвай вызывает никотиновую зависимость, разрушение зубов, при его потреблении легко заразиться кишечными инфекциями и паразитарными заболеваниями, включая вирусный гепатит. И это еще не все. 

— Я считаю, что насвай — это начальный момент зависимости. После его потребления подростки часто переходят на более «крутые», как они сами выражаются, вещества: гашиш и марихуану, — утверждает Николай Анашкин.  

По  «мостику»  в…  пропасть 

Во многих странах мира насвай (или его аналоги — бетель, гудха и др.) без каких-либо оговорок причислен к слабым наркотикам со всеми вытекающими последствиями. С 2001 года за­прещена не только продажа такой продукции, но и ее производство в странах Евросоюза, с 2003-го — во многих штатах Индии, где употребление табака в такой форме является самой распространенной традиционной привычкой. С 2004 года серьезные ограничения по продаже и употреблению насвая приняты в Туркмении. 

В Беларуси пока на законодательном уровне его оборот не регулируется. В прошлом году главный нарколог Министерства здравоохранения Владимир Максимчук сообщил СМИ, что Мин­здрав рассматривает вопрос о внесении насвая в список наркотических средств. Но на сегодняшний день такое решение еще не принято, а потому  изготовление, распространение и употребление насвая ничем не карается. И ученики школ, соблазненные низкой ценой и безнаказанностью, продолжают потреблять «безобидный» продукт… 

Вчера встретила Витю. Он так и искрился от счастья. Что случилось? Ответ ошарашил: «Травку курнул!»  

— Я в любой момент могу бросить, — уверен знакомый. —  Просто насвай уже так не дает в голову, а  мне хочется более острых ощущений. Вот и покуриваю. 

Комментарий 

Начальник отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Жодинского ГОВД Сергей Гуринович

— Да, насвай не причислен к ряду наркотических средств, но, по нашим данным, в него иногда добавляют марихуану, гашиш.  А потому, если мы заметим, что человек продает или употребляет насвай, изымем данное вещество и проведем экспертизу на наличие в нем наркотических средств. Если таковые будут найдены, возбудим уголовное дело, если нет — проведем профилактические беседы и отпустим домой.  

Если насвай причислят к наркотическим средствам, то, по моему мнению, минимум 300 человек по Жодино и Смолевичскому району будут привлечены к уголовной ответственности и сядут в тюрьму. Вся эта ситуация напоминает то, что много лет назад было с марихуаной: ее бабушки в деревнях под яблонькой сажали, чтобы… тли не было. И никто за это не наказывал. Пока также не наказывают и за насвай. Но я считаю, что он губит подрастающее поколение, поэтому должен быть принят закон, позволяющий нам с этой проблемой бороться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter