Поизносилась ее сталь, что сможет выжать магистраль?

КГК проверил Белорусскую железную дорогу

Белорусская железная дорога – махина, каких поискать. Самое крупное (около 100 тысяч работающих!) предприятие Беларуси. Архинеобходимое. Стране не выжить без кровеносных сосудов, артерий и капилляров магистрали, расположенных по всей ее территории. Комитет государственного контроля за последние годы  несколько раз скрупулезно и дотошно анализировал, куда движется магистраль, какие препятствия возникают на ее пути.

Почему  повторяются недостатки? 

Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать, открывая обсуждение по результатам недавней проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога», думается, не случайно вспомнил постановление коллегии КГК от 20 декабря 2001 года и посетовал: те же недостатки, что были отражены в нем, повторяются и в документах нынешней коллегии. Мне довелось присутствовать на том заседании почти семилетней давности, писать отчет о нем в газете. Сопоставление заключений двух коллегий действительно подтверждает: некоторые недостатки и упущения за этот довольно продолжительный период времени так и не удалось искоренить умному, во многом прозорливому и дальновидному руководителю железной дороги Владимиру Жерело, вскоре после упоминавшегося заседания коллегии занявшему ответственный пост главного рулевого дороги, а также его ближайшим  соратникам и многочисленным  подчиненным. Почему? Куда вообще движется магистраль? 

Печально, но БЖД в последние годы выполнила далеко  не все основные прогнозные и расчетные показатели. Так, в прошлом  году из семи доведенных расчетных показателей не по силам объединению оказались три, а из восьми основных целевых показателей не выполнены два, в том числе и  показатель по темпу роста платных услуг железнодорожного транспорта населению: задание осилено лишь на 95,7 процента. 

Не лукавил, держа отчет  на заседании коллегии, Владимир Жерело: на дороге создана и довольно успешно функционирует мощная ремонтная база, позволяющая выполнять своими силами практически все ремонтные работы. Но в то же время и упреки членов коллегии имели резон: в отрасли не остановлена динамика роста старения основных производственных средств (электровозов, тепловозов, вагонов пассажирских и др.). Недостаток собственных оборотных средств, направляемых на обновление подвижного состава, руководство магистрали компенсирует привлечением банковских кредитов и займов, что еще более усугубляет финансовое положение отрасли. За минувший год сумма привлеченных БЖД займов увеличилась на 67,5 миллиарда рублей и достигла 286,5 миллиарда. 

В то же время факты свидетельствуют, что руководителями всех уровней не обеспечено эффективное использование имеющихся средств и государственного имущества. Вместо решения неотложных проблем перевозочной деятельности значительная часть прибыли «проедается». Так, в 2007 году Минской дистанцией пути транспортного РУП «Минское отделение Белорусской железной дороги» из 1,15 миллиарда рублей, направленных на потребление прибыли, использовано на премии и вознаграждения 1,09 миллиарда (это составляет 95 процентов!). Аппаратом управления Белорусской железной дороги не разрабатываются сметы расходов прибыли, что создает условия для ее бесконтрольного использования. 

Примером неэффективного использования средств является приобретение объединением на условиях финансовой аренды (лизинга) у ОАО «Белинвестбанк» 700 грузовых вагонов. Закупая вагоны у российских предприятий, ОАО «Белинвестбанк» в расчетах по сделкам использовало разные валюты (российские рубли при покупке вагонов и доллары США при передаче их в лизинг), что, по причине изменения курсов валют, привело к удорожанию объекта лизинга по сравнению с конкурсной ценой. Расчеты показали, что исполнение указанных договоров финансовой аренды (лизинга) может привести БЖД к дополнительным расходам валютных средств в размере 1,4 миллиона долларов.  

— Еще 19 мая мы подготовили письмо на имя председателя правления ОАО «Белинвестбанк» по поводу выплаты компенсации по договорам. Ответ получили такой: для этого отсутствуют правовые основания. Тем не менее мы будем добиваться этой компенсации, — заявил, комментируя сложившуюся ситуацию, начальник дороги. 

Не в экономических интересах отрасли, констатировалось на коллегии КГК, было закупать и колеса цельнокатаные через двух посредников (!). При их приобретении непосредственно у монопольного продавца экономия средств могла составить 1,9 миллиарда рублей. По этому факту (как, впрочем, и некоторым другим) председатель Комитета госконтроля, посчитав, что в данном случае вполне могли быть «откаты» и иные криминальные проявления, отреагировал очень жестко и тут же дал указание своему заместителю, директору Департамента финансовых расследований Сергею Барановскому провести детальное и тщательное разбирательство, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности. 

Прибыль — на проедание. Вместо  обновления основных  фондов 

Вот еще один факт из того же ряда. Широко распространена на БЖД практика дорогостоящих закупок при наличии реальной возможности приобретения аналогичных товаров по более низким ценам. В ряде случаев закупки проводились у заранее выбранных поставщиков, а установленные требования по проведению закупок соблюдались формально. Так, год назад унитарное предприятие «Белжелдорснаб» для собственных нужд закупило у коммерческой структуры профессиональное спортивное оборудование стоимостью 214,4 миллиона рублей. Между тем такое же оборудование можно было купить дешевле на 122,4 миллиона рублей. 

Этим же предприятием для службы военизированной охраны БЖД без обоснования производственной необходимости приобретен у минского ООО «ФелОкт-сервис» легковой автомобиль «Шкода» модели «Супер комфорт» стоимостью 23,75 тысячи евро в дорогостоящей комплектации. Ее полный перечень занял у докладчика – начальника Главного управления, члена коллегии КГК Виталия Дереха немало времени и вызвал у присутствующих бурные эмоции — от негодования  до возмущения. Поспособствовало этому и такое обстоятельство. Из-за искусственно созданных ограничений к участию в конкурсе не были допущены претенденты, предлагающие более дешевые автомобили. А ведь на «Ладе», стоимостью около 7 тысяч евро вполне мог ездить начальник ведомственной военизированной охраны, обходясь при этом без чехлов для лыж и прочей мишуры, входящей в комплект первого автомобиля. 

Отдельные должностные лица Белорусской железной дороги пошли еще дальше, используя в личных интересах  государственные средства. Например, за счет средств БЖД необоснованно оплачена стоимость инфраструктуры в размере 31,3 миллиона рублей при строительстве квартиры одним из руководящих работников БЖД. Когда ему дали на заседании коллегии возможность для объяснений, он сетовал на то, что попал в такую непредвиденную ситуацию: рассчитывал  получить служебное жилье, но не получилось, вот и предпринял такой шаг. 

Почему к руководителям при стромя не понимали: почему работникам Белорусской железной дороги предоставлялись построенные за государственные средства квартиры с оплатой их стоимости в течение 20 лет. Почему средства тратятся не на обновление того же подвижного состава, а главным образом  на проедание в виде премий и порой надуманных вознаграждений? Комитетом госконтроля вскрыты, например, многочисленные факты премирования сотрудников за выполнение работ, квалифицируемых как особо важное задание, в то время как их выполнение входило в круг непосредственных должностных обязанностей. Так, должностным лицам управления БЖД выплачивалась премия за организацию сбора и сдачи лома и отходов черных и цветных металлов, хотя такая работа является их должностной обязанностью. 

Далеко  ли  уедешь в  чужих  вагонах? 

— Я смело пошел на использование кредитных ресурсов на обновление подвижного состава и уверен, что правильно сделал. Надо лишь быть внимательным, чтобы ненароком не оказаться в долговой яме. За этим следят не только экономисты, но и лично я, начальник дороги, — заявил  Жерело. – В текущем году из прибыли на обновление подвижного состава направим 120 миллиардов рублей, в следующем – 200 миллиардов. 

Как следовало из заверений руководителей дороги, принимаются ими и меры по эффективному использованию имеющихся 145 рефрижераторных вагонов. Увы, упущений здесь скопилось немало. С неполной загрузкой в перевозках было задействовано лишь 13 вагонов, в итоге только за прошлый год общая сумма убытков составила более трех миллиардов  рублей. В то же время доставка специфических грузов в нашу страну в минувшем году производилась с использованием 294 вагонов — рефрижераторных секций. При этом наряду с 21 вагоном, принадлежащим БЖД, в перевозках использовались вагоны из Латвии (29), Украины (44), России (64) и Литвы  (136 вагонов). 

Государственным объединением не в полной мере задействуется такой реальный источник улучшения финансового состояния, как сдача в аренду незадействованных зданий и помещений. По состоянию  на начало этого года в транспортном РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» общая площадь не задействованных в хозяйственном обороте зданий и помещений составляла 4490 квадратных метров. Имеют место многочисленные факты предоставления помещений в аренду индивидуальным предпринимателям и частным коммерческим структурам по заниженным ставкам. Только транспортное РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» по этой причине за два последних года недосчиталось 5,2 тысячи евро. 

Как показали проверки, организациями  БЖД не обеспечивался также надлежащий  контроль за своевременной оплатой сданных в аренду помещений. Кроме того,  за 2001—2007 гг. было закрыто 63 магазина  и 72 предприятия общественного питания, функционировавших в системе объединения «Белорусская железная дорога». 

Немало еще прорех в многочисленном и хлопотном железнодорожном хозяйстве. Не организовано эффективное использование средств, направляемых на проектирование, строительство и реконструкцию объектов, а также на сокращение  инвестиционного цикла в указанной сфере. В 2007 году из-за потери актуальности и невостребованности списана проектно-сметная документация по 13 проектам, затраты на разработку которой составили около 800 миллионов рублей. 

За 2006 год и 9 месяцев 2007 года работники управления БЖД  выезжали в служебные командировки в 33 страны ближнего и дальнего зарубежья, затратив на командировочные расходы в эквиваленте 286 тысяч долларов. Однако в ряде случаев поездки совершались без получения практического результата для отрасли. Например, начальником службы технической политики и инвестиций управления БЖД В. Хвалько, находившимся с 29 октября по 3 ноября прошлого года в Казахстане на совещании экспертов по доработке материалов 13-го заседания Совета по транспортной политике, руководству БЖД представлен отчет из двух строк машинописного текста. Ради чего потрачены немалые деньги? 

Из-за формального проведения инвентаризации не обеспечивался полный учет государственного имущества. В подразделениях транспортного РУП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги» проверкой выявлен 101 неучтенный объект. Аналогичные нарушения вскрыты и в других организациях. 

В 2006 году с бухгалтерского учета управлением БЖД были незаконно списаны как утерянные 868 вагонов остаточной стоимостью 3,5 миллиарда рублей. Данная недостача отнесена на внереализационные расходы управления БЖД. Вместе с тем при сдаче этого количества вагонов на ГО «Белвтормет» после разделки можно было получить 5,2 тысячи тонн металлолома. Как установлено проверкой, существующий на магистрали дефицит грузовых вагонов покрывается их заимствованием  в других государствах, а неправомерное списание вагонов привело к недопоступлению в бюджет налогов на сумму  908,5 миллиона рублей. 

— К нашему стыду, — признался Владимир Жерело, — до недавних пор не было на дороге службы, которая бы надлежащим образом следила за всем ее имуществом, должным образом контролировала все операции с ним. Мы создали такой отдел. Есть система управления экономикой и государственным имуществом, в этом деле наводится порядок. 

Какие  меры  приняты 

В целом Комитетом госконтроля на сей раз  проверено 70 организаций  и обособленных структурных подразделений, входящих в состав Белорусской железной дороги. Нарушения  актов законодательства и недостатки выявлены практически в каждой организации. Общий размер наложенных штрафов составил 875,4 миллиона рублей, в том числе на должностных лиц БЖД — 41 миллион. Поставлено на бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей на сумму 2,2 миллиарда рублей. По результатам проверок в бюджет допричислены налоги в размере 1,18 миллиарда рублей. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к 89 работникам применены  меры дисциплинарного взыскания. 

Результаты проверки свидетельствуют, что указанные нарушения законодательства и недостатки в деятельности как аппарата управления, так и организаций Белорусской железной дороги,  обусловлены в том числе и  недостаточно эффективным контролем за их работой со стороны  Министерства транспорта и коммуникаций.  С низкой эффективностью работает также ведомственный контроль. 

Работа, проделанная Комитетом госконтроля, по мнению министра транспорта и коммуникаций Владимира Сосновского, позволит министерству лучше выстроить отношения с крупнейшим предприятием, входящим в его состав. Хотя за последних два года сделано немало, но результаты нынешней, очередной проверки магистрали, не дают министру оснований для оптимизма. Настораживает Владимира Георгиевича и то, что возникают вопросы системного характера, невыполнения прогнозных показателей, «всплывают» финансовые нарушения. 

По результатам проверки коллегия Комитета государственного контроля дала довольно жесткую оценку действиям должностных лиц Белорусской железной дороги, не обеспечивших выполнение возложенных на них функций и  задач в строгом соответствии с  нормами законодательства. Но окончательные выводы  будут сделаны после соответствующих заключений Департамента финансовых расследований. Коллегия также внесла предложения, направленные на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности магистрали. Заместитель председателя КГК Александр Агеев, имеющий опыт работы министром, посоветовал руководству магистрали активнее использовать возможности контрольно-ревизионной службы, другие «приводные ремни» такого рода.

Подытоживая обсуждение, председатель КГК Зенон Ломать подчеркнул, что руководящему звену Белорусской железной дороги необходимо с полной ответственностью отнестись к выводам и рекомендациям коллегии и принять незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter