Книжный навигатор

Погружение в бездны

Алесь Адамович. Каратели. Радость ножа, или Жизнеописания гипербореев. Минск, Попурри, 2014.

«Мои «Каратели» — бездны горечи от человеческих падений», — так адзываўся Алесь Адамовiч пра кнiгу, якая разам з «Хатынскай аповесцю» стала асновай культавага фiльма «Иди и смотри».

Што такое фашызм? Чаму час ад часу ўзнiкаюць людзi, якiя без ваганняў адпраўляюць на смерць мiльёны? Чаму адны ў лагерах смерцi памiралi ад голаду, а другiя падыходзiлi да застаўленага ежай стала, дзе вербавалi ў палiцаi, а потым бралi ў рукi аўтамат i расстрэльвалi сваiх землякоў — дзяцей, жанчын, старых, i маглi пасля гэтага жыць, i знаходзiлi сабе апраўданнi... Алесь Адамовiч прысутнiчаў на судовых разбiральнiцтвах над карнiкамi ў 1974 годзе ў Гродна i ў 1977–м у Мiнску i выкарыстаў судовыя матэрыялы. «Я чувствовал писательское право и возможность весь свет направить, бросить в тьму кромешную — уже на самих карателей, фашистских убийц. В «Хатынской повести» и в нашей коллективной книге «Я из огненной деревни» рассказано о тех, кого убивали... А здесь — о тех, кто убивал». Сцэны знiшчэння мiрных жыхароў перамяжаюцца сведчаннямi забойцаў i ахвяраў... Асобныя раздзелы — уразлiва дакладны псiхалагiчны партрэт тых, хто палiчыў, што мае права знiшчаць народы, i пры гэтым застаўся нiкчымнасцю. Гiпербарэi — метафара такiх нiкчымнасцяў, што ўяляюць сябе звышлюдзямi. Узмацняюць уражанне чорна–белыя экспрэсiўныя малюнкi народнага мастака Беларусi Арлена Кашкурэвiча. «Передо мной возник вопрос, как показать эту патологическую жестокость, растление человеческих душ. Книга настолько трагична, что появление каких–либо изображений среди текста было бы кощунством... И я принял решение собрать иллюстрации в отдельный изобразительный блок».

Калi вы хочаце ведаць праўду пра вайну i пра тое, чаму яе зверствы час ад часу робяцца магчымымi, пра цану Перамогi i псiхалогiю здрады, чытайце Алеся Адамовiча.

Кельтские мифы. Москва, ЭКСМО, 2014.

Страшно раздражает, когда обнаруживаю, что у школоты, да и у тех, кто постарше, знание мифологии основано на голливудской продукции. Большинство уверено, что Тор, этакий крутой, не очень умный паренек, сброшенный на Землю папашей Одином, влюбился в земную красавицу и подружился с Капитаном Америкой и Халком, а королева Гвиневра на самом деле была раскрашенной дикаркой, заключившей союз с римлянином Артуром... В общем, советую обратиться к первоисточникам! Библиотека всемирной литературы, легендарная серия, предлагает том кельтских мифов, в котором две части: валлийские сказания и ирландские. Каждая часть представляет национальную культуру, выживавшую в условиях империи, и в Уэльсе, и в Ирландии стали забывать национальные языки, вытесняемые английским. Национальный эпос — лучшее средство возродить интерес к своим корням. «Мабиногион», собрание валлийских сказаний, представила на английском леди Шарлотта Гест в 1838 году. И эта книга стала отсчетом новой национальной литературы Уэльса. Возрождение ирландской культуры стимулировала гениальная мистификация поэта XVIII века Джеймса Макферсона, представившего «Сочинения Оссиана, сына Фингала», якобы принадлежавшие барду III века. Обрабатывали ирландские сказания Томас Мур и Уильям Йейтс, а еще — леди Августа Грегори, именно в ее переложении вы их и прочитаете.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 68 (24698). Пятница, 10 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter