Пограничное состояние

Если по обе стороны белорусско-польской границы еще остались люди, для которых слово "добрососедство" - не пустой звук, то наверняка они не читают польских газет.
Если по обе стороны белорусско-польской границы еще остались люди, для которых слово "добрососедство" - не пустой звук, то наверняка они не читают польских газет. В противном случае быстро бы уяснили, что на границе, оказывается, тучи ходят хмуро: там якобы сложилась атмосфера времен "холодной войны". Польша, дескать, выбивается из сил, безуспешно пытаясь наладить сотрудничество двух стран в деле совместного пограничного контроля, который, однако... опасен и нежелателен для всей Европы. Вот такую парадоксальную картину нарисовала перед своими читателями "Газета выборча" в одном из недавних номеров.

Где логика?

Хотя статья в польской газете называется "Почему нельзя тесно сотрудничать с российской пограничной стражей", речь в ней идет и об отношениях с Беларусью. Оно понятно: если Россия лишь краешком соприкасается с польской территорией в районе Калининграда, то граница Польши и Беларуси имеет куда большую протяженность и значимость. Именно на этой границе "польской стороной предпринимаются шаги с целью вовлечения восточных партнеров в совместную борьбу с трансграничной преступностью и нелегальной миграцией. Однако российские, белорусские... партнеры с неохотой относятся к данному предложению". Поэтому, продолжает газета, "совместный погранконтроль отсутствует на всех погранпереходах с Российской Федерацией, от него также отказывается и Республика Беларусь". А ведь "отсутствие совместного погранконтроля означает возникновение очередей и увеличение расходов на приграничную инфраструктуру".

Однако тут же следует пояснение, что "соседи не имеют ничего против совместного погранконтроля, но они требуют, чтобы этот контроль осуществлялся на их стороне, где бы они доминировали над польскими пограничниками и таможенниками. А переходом на польскую сторону в современные здания "брезгуют"... ибо совместное оформление на польской стороне ограничило бы коррупцию, вымогательство дани у туристов и контрабандистов".

Казалось бы, основная мысль статьи хоть и обидна для нас, но вполне ясна: восточные соседи Польши тормозят сотрудничество по охране границы, не желая осуществлять совместный контроль на польской территории, где присутствие бдительных польских коллег не дало бы разгуляться коррупционному аппетиту наших пограничников и таможенников. Однако далее почему-то следует длинный экскурс в историю российских погранвойск и весьма неожиданный вывод: российские и белорусские погранвойска - это последователи КГБ советских времен, которым "нельзя доверять в сфере сотрудничества с польскими полицейскими службами". Дескать, главная задача пограничников - это служба российской ФСБ и белорусскому КГБ на ниве разведки и контрразведки. И о каком, мол, совместном погранконтроле можно вести речь в столь ужасной ситуации?

Согласитесь, что вывод очень небанальный. Выходит, Польша страстно желает ввести на своей территории совместный погранконтроль, который ей вовсе не нужен? С ходу разгадать столь странную логику польских коллег мне не удалось. Пришлось разбираться, что на самом деле происходит у нас с совместным погранконтролем и какова вероятная подоплека алогичной на первый взгляд статьи в "Газете выборчей".

На своей земле

Очевидно, что статья в польской газете не рассчитана на тех читателей, кто мало-мальски помнит историю наших приграничных взаимоотношений за последние 12 лет.

Вспомним, например, 25 - 30-километровые очереди на пункте пропуска "Варшавский мост" в 1992 году. И то, как облегченно вздохнули молодые турфирмы и будущие туристы, когда ситуация с очередями разрешилась: наши страны подписали соглашение о временных условиях сотрудничества по совмещенному пограничному и таможенному контролю, что в те времена позволяло значительно ускорить процедуру прохождения границы как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Работая в туристической прессе, мне приходилось часто цитировать этот документ, поэтому я отлично помню одно из его положений: данная мера является временной, "до создания соответствующей инфраструктуры пунктов пропуска каждой из сторон на своей территории". И хотя действие соглашения ограничивалось началом 1994 года, Беларусь до сегодняшнего дня допускала совместный погранконтроль на своей земле - просто потому, что на польской стороне, в отличие от нашей, не было обустроенных пунктов пропуска. Как только они там возникли - польские пограничники и таможенники перешли работать на свою территорию. Причем белорусских коллег за собой не звали: каждый, кто хоть раз побывал на новеньких польских погранпереходах "Брузги - Кузница Белостокская", "Козловичи - Кукурыки", "Берестовица - Бобровники", мог видеть, что там просто нет места для размещения белорусских контрольных служб - проектом это не предусмотрено. Зато, повторюсь, предусмотрено характером польско-белорусского соглашения от 18 сентября 1992 года: каждая сторона осуществляет погранконтроль на своей территории.

Белорусской стороне такой подход выгоден, между прочим, как раз по причине борьбы с возможной коррупцией. Уйди наши пограничники и таможенники работать на польскую территорию - кто пустил бы туда представителей белорусских правоохранительных органов? Сумели бы таможня и ГКПВ очищать от взяточников свои ряды столь же эффективно, как это происходит сегодня? Уповать же на "контрольные функции" такого рода со стороны польских пограничников по меньшей мере наивно. У них своих проблем полон рот. Достаточно вспомнить недавнее дело об аресте почти двух десятков сотрудников польских погранслужб, обвиненных в содействии перегонщикам краденых автомобилей... К тому же Польше, как и Беларуси, вряд ли нужно присутствие на своей территории вооруженных военнослужащих другого государства. В конце концов, это противоречит и законодательству. Оттого и появляются, в духе прежних договоренностей, погранпереходы с нормальными условиями для работы всех служб, а не базарные пятачки, где сегодня больше суеты и шума, чем пользы.

Редкий нелегал добегал...

Тем более удивительно слышать сегодня пассаж об очередях на границе, которые возникают, дескать, из-за отсутствия совместного погранконтроля. На мой взгляд, дело обстоит как раз наоборот. Наверняка каждому белорусу, пересекавшему границу на поезде или в туристическом автобусе, приходилось наблюдать следующую картину: с белорусской стороны контроль осуществляют 6 - 8 человек (например, 5 пограничников и 3 таможенника), а с польской - 3 - 4 человека, из-за чего прохождение именно польской части всей процедуры существенно замедляется. Похожая обстановка и на разделенных уже пунктах пропуска.

- Почему стоим? - спрашиваю у пожилого таможенника на погранпереходе "Брузги". - И так час потеряли, пока у вас была пересменка.

- А теперь, - отвечает, - началась пересменка у поляков. Мы уже не раз просили их совместить время сдачи смен, но этого почему-то не происходит. Оттого и очередь скапливается... Еще час будете стоять. А то и больше. Нас ведь здесь шестеро, а их там - трое.

- Раньше, когда поляки и белорусы работали вместе, с очередями проблем не было?

- Куда там! - смеется он. - Раньше было хуже: мы пропускали, наверное, раза в два меньше людей и машин, чем сегодня. Скученность четырех служб двух стран на одном пятачке, сами понимаете, не способствовала скорости оформления документов...

Теперь о нашей якобы "неохоте" вести совместную борьбу с трансграничной преступностью и нелегальной миграцией. Случаев, когда нарушители границы были задержаны на польской территории по сигналу наших погранслужб, обнаруживших следы незаконного пересечения, я припоминаю десятки - сообщения о них довольно часто публикуются в нашей прессе. Зато не могу вспомнить ни одного эпизода, когда происходило бы обратное взаимодействие. Даже недавний подвыпивший "гость" из Польши, "заблудивший" в Беларусь, был задержан без какой-либо помощи польской погранстражи. Зато в СМИ неоднократно приводились примеры, когда граждане Польши задерживались как организаторы и проводники нелегальных мигрантов в Европу.

Сотни мигрантов из Африки и Юго-Восточной Азии останавливаются задолго до белорусско-польского рубежа - еще на нелегальных пунктах сбора в восточных районах Беларуси или на российско-белорусской и белорусско-украинской границах. Какую роль в этих массовых задержаниях играет "польский щит Западной Европы" - бог весть.

Аттракцион неслыханной щедрости

Давайте задумаемся: какая нужда заставила Евросоюз выделить Польше немалые денежные средства для обустройства погранпереходов на белорусско-польской границе? И почему только Польше? Скажем, единственный погранпереход в польской Кузнице Белостокской обошелся ЕС примерно в 60 миллионов евро, тогда как Беларусь и Россия сумели выстроить аналогичный пункт пропуска за сумму в 5 - 6 раз меньшую. Чем вызвана щедрость европейцев, которых трудно упрекнуть в бездумном расточительстве? На мой взгляд, обычным заблуждением и приверженностью к клише. Которое тем не менее четко просматривается в контрактах между Республикой Польша и Евросоюзом о выделении денежных средств на обустройство пунктов пропуска. Там почему-то указано, что деньги по так называемой "линии TACIS - FARE" необходимо выделить лишь польской стороне - якобы потому, что белорусские пограничные и таможенные службы тоже собираются работать на польской (?) территории.

Ну, во-первых, белорусы узнали об этих своих "намерениях" только из подробностей контрактов FARE, публиковавшихся в западной печати. Во-вторых, даже проектно-сметная документация по польским пунктам пропуска изначально не предусматривала коммуникаций для совместного контроля. В-третьих, сейчас, когда стало известно о давнем согласовании между Польшей и Беларусью принципов именно раздельного погранконтроля, Евросоюзу впору спросить: где деньги?

И вот тут-то на сцену выходит все тонко чувствующая польская пресса, которая враз все объясняет. Так и докладывает всей Европе: ну, мы вообще-то упорно звали белорусов на свою территорию, а они упираются. Своя коррупция им дороже. Да и вообще, стоит ли нам, дружной европейской семье, иметь дело с "последователями ужасного КГБ"? Придут в Тересполь разведчики в зеленых фуражках - и рухнет вся система безопасности Евросоюза. О деньгах ли тут думать? Тут впору рыть окопы...

Вот, видимо, и вся подоплека. Теперь нелепая конструкция той самой газетной статьи мигом становится вполне стройной и логичной.

Но кому "Газета выборча" пускает пыль в глаза? Для чего? Какая от этого польза?

Пусть камуфлируется лишь погранстража - ей это поможет в эффективной охране нашей общей границы. Отношения же между государствами должны быть, как и раньше, максимально открытыми, без маскировки интересов. Тем более что наше стремление к гармоничному, равнодолевому созданию и развитию инфраструктуры пунктов пропуска по обе стороны белорусско-польской границы подтверждено, и не раз.

Кстати

На днях в Минске задержаны очередные две группы нелегальных мигрантов. В одной из квартир были обнаружены 12 граждан Пакистана, в другой - 8 граждан Пакистана и двое - Индии, у которых в паспортах были просроченные визы Российской Федерации. Сейчас решается вопрос о депортации иностранцев за пределы страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter